Каждому по потребностям

07:00 — 06.03.2014

Каждому по потребностям

07:00 — 06.03.2014


Нужно ли всех детей переводить из коррекционных и специализированных школ в общеобразовательные? Мнение на этот счет мы спросили у Светланы Максимовой, проректора по научно-исследовательской и проектной деятельности Нижегородского института развития образования.

– Основной принцип инклюзивного образования состоит в том, что ребенок не просто перемещается в среду здоровых детей, а получает специальную помощь, – уточняет она. – К примеру, если это ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата, то у него должна быть специализированная парта. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы он мог двигаться без посторонней помощи. Если это слепой или слабовидящий ученик, ему необходим компьютер со специальной клавиатурой, речевым синтезатором, специальный учитель. Наивно полагать, что с таким ребенком можно работать и достигать больших успехов без помощи тифлопедагога.

Нельзя обучать детей с особыми образовательными потребностями по одним программам со здоровыми в силу особенностей их развития. Некоторым необходимо целенаправленное сопровождение, чтобы он почувствовал себя увереннее. Другим нужен специально организованный режим жизни. Третьим – обучение дополнительным навыкам, в которых не нуждаются здоровые дети. Например, ребят с нарушениями зрения необходимо обучать ориентировке в пространстве, у детей с нарушениями слуха – развивать слуховое восприятие и речь… Инклюзия предполагает такое образование, которое будет учитывать разные потребности разных детей.

С переходом на инклюзивное образование возникают большие трудности с кадрами. Необходимо обучать педагогов и повышать их квалификацию.

Кроме того, чтобы ребенок-инвалид сумел влиться в жизнь обычной школы, нужно раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. И тут большую роль играет специальное дошкольное образование.

Что же касается родителей, то они прежде всего должны трезво оценивать свои возможности. Учеба со здоровыми сверстниками потребует и от них, и от их ребенка больших усилий. А вот для здоровых детей такое совместное обучение только на пользу. Оно делает их более толерантными и милосердными по отношению к «особенным» одноклассникам.

Теги: Общество

946

Комментирование данного материала запрещено администрацией.