Сход с конвейера

07:00 — 25.02.2014

Рынок падает - люди остаются без работы.

Рынок падает - люди остаются без работы.

Автор фото: Юрий Правдин, Сергей Аристов, коллаж Станислава Редошкина

Сход с конвейера

07:00 — 25.02.2014

Горьковский автозавод и Заволжский моторный завод в начале этого года вынуждены были перейти на сокращенную, четырехдневную рабочую неделю. И это с учетом того, что с 9 по 22 января все функциональные службы и производственные работники ГАЗа (за исключением ремонтных и сервисных служб) находились в корпоративном отпуске.

Что это? Старт очередной волны кризиса? Ошибки менеджмента? Последствия вступления России в ВТО?

Стагнация передвигает сроки

О том, что год для машиностроителей начался не очень весело, говорит хотя бы такой факт: объемы продаж легких коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ» в январе упали на 21 процент. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в течение первого месяца года объем продаж на Горьковском автозаводе составил 3260 машин.

Эксперты связали эти негативные тенденции с отсутствием доступных автокредитов, причем они предсказывают и дальнейшее падение рынка. Впрочем, это не должно было бы стать таким уж сюрпризом. Успешный, за счет окончания государственной программы поддержки розничного кредитования, декабрь оттянул на себя продажи последующего периода. К тому же потребители становятся более бережливыми и не спешат тратить деньги на фоне ожиданий возможной рецессии и крайне высоких процентных ставок по кредитам.

В эти периоды, как правило, больше всего падает спрос именно на товары длительного пользования. Если не будут снижены процентные ставки и не появятся дополнительные меры господдержки, вряд ли есть смысл говорить о восстановлении экономики в целом и авторынка в частности ранее 2018 года. А по мнению аналитиков фонда «Инвесткафе», в результате дальнейшего падения продаж ГАЗ может не только сократить рабочее время, но и передвинуть сроки ввода новых моделей из семейства NEXT.

И никакого форс-мажора

– То, что ГАЗ не будет работать в январе, было известно заранее, никакого форс-мажора в этом нет, – комментирует ситуацию председатель Нижегородского обкома профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Борис Охлучин. – Это связано с большой реконструкцией окрасочного комплекса, который на сегодняшний день уже введен в эксплуатацию, причем сделано это было в сжатые сроки. А по поводу сокращенной рабочей недели… На ГАЗе весь февраль люди работали четыре дня вместо пяти, как и на Заволжском моторном. Но тут газовцы могут смотреть в будущее с большим оптимизмом, нежели заволжане. По моим данным, на ГАЗе на полную рабочую неделю планируют перейти уже в марте, а вот на ЗМЗ – не раньше июня.

– Конечно, при таком положении дел работники неминуемо теряют в заработной плате, – констатирует Борис Охлучин. – Простой пример: на ЗМЗ сейчас заработная плата порядка 20 тысяч рублей. А на Заволжском заводе гусеничных тягачей, который находится рядом и где полная рабочая неделя, – 26 тысяч. Не менее важно и то, что предприятия, идущие на сокращение рабочей недели, рискуют потерять высококвалифицированные кадры.

Борис Охлучин не скрывает: автопром региона на сегодняшний день подвержен стагнации. Крупные предприятия отрасли получают заказов меньше, чем было запланировано. К примеру, с начала этого года и до середины февраля на ЗМЗ было произведено всего четыре тысячи двигателей. В старые времена это был объем работы на четыре дня! На то есть причины как объективные, так и субъективные.

Это сладкое слово «госзаказ»

Сожалеет профсоюзный лидер о старых добрых временах, когда магическое слово «госзаказ» гарантировало производителям стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Другая, на его взгляд, причина стагнации – непомерные аппетиты естественных монополий. Предприятия не успевают «вздохнуть полной грудью»: цены на энергоносители растут постоянно. К сожалению, контроль государства над процессом ценообразования недостаточно пристален. А вот с бытующим мнением о том, что виной всему еще и не самая эффективная, мягко говоря, работа топ-менеджмента крупных предприятий автомобильной отрасли, Борис Охлучин в корне не согласен.

– Топ-менеджмент сейчас, особенно на ГАЗе, – говорит Борис Борисович, – работает практически безошибочно. Что было еще три-четыре года назад и что сейчас – это небо и земля. Я сам 30 лет отработал на Горьковском автозаводе, поэтому могу дать объективную оценку происходящему. Производство просто не узнать после модернизации конвейеров, модельный ряд постоянно обновляется, причем новые продукты находят своего потребителя не только в стране, но и за ее пределами. Вот, к примеру, буквально на днях в Нижний Новгород приезжала кубинская делегация. Представители Острова Свободы изъявили желание закупать автомобили «ГАЗель-NEXT» и автобусы «ПАЗ», а впоследствии, возможно, открыть у себя сборочное производство. Они рассказали, что у них там еще до сих пор «бегают» «газончики» – и 51-е, и 53-и.

Зарплата как барометр

А как же идут дела на других крупных предприятиях машиностроительной отрасти Нижегородской области? Стабилизируется ситуация на Арзамасском машиностроительном заводе. С приходом нового министра обороны Сергея Шойгу армия повернулась лицом к оте­чественным производителям военной техники, наши БТРы снова стали нужны.

– Когда прежнее высшее армейское руководство страны решило переориентироваться на итальянские машины, это для меня шоком стало, – не скрывает своих эмоций Борис Охлучин. – Ну не глупость ли? Довод был такой: у итальянских пятикратная бронезащита, а у наших – трехкратная. Я с конструкторами общался, они говорили, что, мол, какое задание нам дали, такое мы и выполнили. Нужна пятикратная защита – нет проблем, но от них-то этого не требовали!

Еще более стабильное положение у Арзамасского завода коммунального машиностроения. Наши мусороуборочные машины пользуются всё большим спросом, со сбытом продукции там проблем практически нет. Соответственно, и средняя зарплата выше, чем в среднем по отрасли, – более 24 тысяч рублей. Конечно, до ГАЗа пока предприятию далеко (там средняя зарплата приближается к 30 тысячам), но для Арзамаса – совсем неплохо. Для сравнения: на том же машиностроительном средняя зарплата составляет 20300 рублей.

Теги: Промышленность

1642

Комментирование данного материала запрещено администрацией.