Куда полетит стрела

07:00 — 20.02.2014

Выбрать школу для ребенка, пожалуй, не проще, чем выбрать вуз.

Выбрать школу для ребенка, пожалуй, не проще, чем выбрать вуз.

Автор фото: Николай Бравилов

Куда полетит стрела

07:00 — 20.02.2014

Совсем скоро начнется запись в школы. Какую выбрать, если ближайшие к дому обучают детей по разным программам? Да и в одном образовательном учреждении параллельные классы нередко занимаются по разным учебно-методическим комплексам. Конечно, приятно иметь выбор, но такое разнообразие ставит в тупик многих родителей.

В чем отличие?

У родителей, дети которых уже постигают школьные премудрости, нет единого мнения ни по одной из программ. Одни жалуются, что учебно-образовательные комплексы невыносимо трудные, а задачи для второклашек приходится решать всей семьей. Другие, наоборот, сетуют на излишнюю легкость и «топтание на месте», утверждая, что учебники для первых классов дублируют то, чему детей учили в детском саду.
 Как мы выяснили в Нижегородском институте развития образования (НИРО), все программы начальной школы можно условно разделить на два вида — традиционные и развивающие. При этом ученики, занимавшиеся по любой из утвержденных на федеральном уровне программ, будут владеть примерно одинаковым набором знаний и умений — чтением, счетом, знанием правил и орфограмм. Отличие же, как поясняет заведующая кафедрой начального образования НИРО Светлана Тивикова, в том, что одни делают акцент на умении нестандартно мыслить и самостоятельно находить решение проблемных задач, а другие учат четко соблюдать правила и инструкции учителя.

Не зубрить, а понимать

— Родители часто не понимают целей программы, отсюда их неприятие средств, которыми она достигается, — считает Светлана Тивикова. — Например, есть недовольные «дырками» в учебнике русского языка программы «Гармония»: там оставляют пропуски в словах, хотя дети еще не знают всех правил. Но это воспитывает орфографическую зоркость, которая очень пригодится в дальнейшем. Система Эльконина — Давыдова предлагает не заучивать термины, а ставить перед учениками задачу, чтобы они сами пришли к пониманию нового. Это приучает ребенка иметь собственное мнение, развивает его индивидуальность. Однако тем родителям, которые ждут от детей в первую очередь послушания, это может не понравиться. Одному папе-военному, который возмущался этой программой, я предложила посмотреть, как учат по другим системам, и, может быть, сменить направление, — рассказывает Светлана Константиновна. — Сделав сравнение, через некоторое время отец высказывался уже совсем по-другому: «Правильно, что учат иметь свое мнение, мальчик командиром вырастет!»

Керосиновая лампа электрической не станет

— Родители, выросшие на советских учебниках, считают именно их самыми лучшими, — продолжает собеседница. — Но они были лучшими только для того времени. Нашим детям предстоит жить в совершенно другом мире. И прежняя система обучения, как ее ни переделывай, устарела. Ведь как ни совершенствуй керосиновую лампу, электрической она не станет.
Поэтому, по мнению специалиста, напрасно многие родители осторожничают, отдавая предпочтение более традиционным программам. Да, возможно, учиться по ним легче. Но они не так развивают логику, самостоятельность суждений, без которых сейчас трудно обойтись.
— Нельзя заставлять детей жить по правилам того мира, в котором они жить не будут, — уверена она. — Разнообразие программ дает возможность придать будущему развитию ребенка то направление, которое нам кажется правильным. Мы лук, а наши дети — стрелы. Задашь неправильное направление — стрела улетит в болото. И не всегда там встретит Василиса Прекрасная. Вот в соответствии с выбранным вектором и надо выбирать ребенку и учебную программу, и школу, и учителя.
 Кстати, объективные показатели результатов обучения по разным программам, по данным Светланы Тивиковой, свидетельствуют, что знание предметов везде примерно одинаково. А вот метапредметная деятельность — умение самостоятельно мыслить, открытость новому, творческий поиск, умение обобщать, строить высказывание, умение договариваться -лучше у детей, занимающихся по тем программам, которые принято считать «сложными».

Может быть, так интереснее?

Да, в современных учебниках есть что-то неожиданное, непохожее на наши воспоминания из школьного детства. Не спешите это отвергать, присмотритесь. Быть может, так интереснее?

«Начальная школа XXI века»

Главная цель программы – научить ребенка учиться. Дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать. Для этого предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

«Школа России»

Наиболее традиционная программа. Она похожа на те, по которым учились в советских школах. «Школа России» позволяет тщательно отрабатывать чтение, письмо, счет, что впоследствии пригодится в средней школе. Большинство детей осваивают ее без каких-либо проблем.

«Школа 2100»

Главное преимущество этого учебно-методического комплекса в том, что по нему дети могут учиться начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы. По мнению разработчиков, важнее не само знание, а умение им пользоваться. Программа готовит внутренне свободного школьника, умеющего творчески относиться к учебе и к жизни, способного принимать самостоятельные решения.

«Гармония»

Плюсы этой программы – опережающее обучение, возможность объяснить ребенку дома пропущенную тему. Новые технологии обучения позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Задания рассчитаны на детей с разным уровнем подготовленности. Цель «Гармонии» – многостороннее развитие ребенка и подготовка к дальнейшему обучению.

Система Эльконина – Давыдова

Дети усваивают не только то, что дважды два-четыре, но и почему именно четыре, а не семь или девять. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и так далее. В системе упор делается не столько на результат – усвоенные знания, сколько на способы их постижения.

Программа Занкова

Cильные стороны программы – постановка проблемных задач, умение анализировать, классифицировать и делать выводы. Как и у системы Эльконина – Давыдова, ее главные плюсы – возможность научиться нестандартно мыслить и не теряться в различных ситуациях, что очень пригодится в жизни. Минус один – после начальной школы ребенку придется перестраиваться на традиционное обучение.

Найти свою

Что думают о программах начальной школы специалисты минобразования, учителя и родители?

Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания детей министерства образования Нижегородской области:

– В первом классе часто возникает ситуация, когда один ученик умеет формулировать свои мысли, бегло читает и считает, а другого надо учить азам. И перед учителем встает трудная задача – сделать так, чтобы и первому не было скучно, и второго научить всему необходимому. А вариативность образовательных программ позволяет подобрать ребенку именно ту программу, которая больше соответствует его возможностям и склонностям. Родители обязательно должны посоветоваться с учителем, который ведет у вашего будущего первоклассника подготовительные занятия и знает его способности и слабые места.

Эльга НИКИТИНА, учитель школы № 79 Сормовского района Нижнего Новгорода:

– Моя дочь один год проучилась по программе «Гармония». Учебники написаны сложным языком, ребенку было трудно. Поэтому когда мы поменяли учебное заведение на более близкое к дому, то перешли в класс, где учатся по программе «Школа России». Она доступна для восприятия, и дочке стало учиться значительно легче, оценки повысились. Я довольна.

Лидия ИГНАТЕНКО, директор арзамасской школы № 12:

– У нас все четыре параллели начальных классов учатся по «Школе России». Но учителя используют в своей работе и какие-то элементы из развивающих программ. Раньше были классы, обучающиеся по системе Занкова, но мы отказались от нее, потому что она сложна для общей массы детей, да и учебники по ней труднее выписывать. В Арзамасе по развивающим программам учат лишь в школах с повышенным статусом.

Андрей КОРАБЛЕВ, папа третьеклассника:

– Мы за голову хватаемся от заданий по математике по программе Эльконина-Давыдова. Нам, детям советской системы образования, понять такое трудно. Вот и мучаемся – смотрим, как дети решали похожую задачу в классе, и на примере делаем домашнюю. Наши собственные знания здесь совершенно бесполезны.

Татьяна ИВАНОВА, мама второклассницы:

– Программа «2100» прекрасная, и это не только мое мнение. У нас в классе все 30 родителей не имеют никаких проблем с обу­чением детей. И зачем ссылаться, что мы в свое время весь первый класс буквы учили. Сейчас XXI век! Дети совсем другие.  

Теги: Образование

1541

Комментирование данного материала запрещено администрацией.