Вопросник диспетчера

07:00 — 13.02.2014

Вопросник диспетчера

Автор фото: Наталья Ермакова

Вопросник диспетчера

07:00 — 13.02.2014

С 1 января скорая медицинская помощь в России оказывается в экстренной и неотложной форме. Что изменилось в самой системе, для медиков, а главное – для пациентов? Вопросов немало. Страхов у простых людей – не меньше. Насколько они обоснованны? Попробуем разобраться вместе с главным врачом «Скорой помощи» Нижнего Новгорода Владимиром Клименко.

Экстренная или неотложная?

Если коротко, не вдаваясь в ненужные подробности, – суть изменений такова. Когда жизнь человека в опасности, ему требуется экстренная помощь – счет идет на минуты. А если срочное медицинское вмешательство необходимо, но угрозы для жизни нет? В этом случае вам окажет неотложную помощь врач из районной поликлиники по вызову, переданному из «Скорой». Разница во времени приезда медиков – в среднем через 20 минут или через два часа. Решение о том, какой вид помощи необходим больному, принимает диспетчер единой службы. Но как он может это сделать грамотно, не видя больного, если чаще всего не имеет медицинского образования?

– Чтобы сориентироваться, насколько срочно человеку требуется помощь, диспетчер, действуя по инструкции, задает позвонившему определенные вопросы, – поясняет Владимир Клименко. – Например, есть ли кровотечение, чувствует ли он слабость – и прочие. При малейшем сомнении диспетчер обращается к старшему врачу, который уже более подробно и профессионально расспрашивает о состоянии человека. Так же принимаются и решения о направлении специализированной бригады.

– А если диспетчер ошибется в оценке состояния больного и человек погибнет, не дождавшись помощи?

– Давайте не будем сгущать краски. Но если человеку во время ожидания приезда «скорой» стало хуже, нужно еще раз набрать «03» и сообщить о новых симптомах. Тогда к нему направят бригаду для оказания экстренной помощи.

Симптомы, в очередь!

– Владимир Федорович, почему вообще понадобилось менять прежнюю систему, при которой машина «03» на все вызовы приезжала в среднем через 20 минут?

– Но ведь так было всегда: свободные автомобили в первую очередь направляли туда, где человека надо срочно спасать. Теперь это закреплено и законодательно. Ведь «скорую» у нас привыкли вызывать по любым поводам: жена набирает «03» для мужа, «не так» храпящего после пьянки, бабушка – для внука, у которого болит голова. Знаете, сколько раз наши бригады, приехав на вызов, не заставали больного на месте? В прошлом году таких случаев было (вы не поверите) почти 13 тысяч! А ведь кто-то в это время действительно ждал нашей помощи.

– Значит, теперь «скорая» не будет тратить время на вызовы «без повода»?

– Днем, когда работают поликлиники, мы ездим только на экстренные. А поздним вечером и ночью, как и прежде, все вызовы наши. На неотложные после 20 часов посылаем любую свободную общепрофильную бригаду. Кстати, хочу напомнить: исторически служба скорой помощи предназначалась для оказания первой помощи только при травмах и несчастных случаях. А уже со временем стали считать, что ее медики «лечат от всего».

МЧС для больного

– Признайтесь, пациенты, к которым направляют врача из поликлиники, наверняка часто жалуются на долгое ожидание помощи?

– Да, жалоб много. Но на «скорой помощи», как я уже говорил, и раньше была «очередность по поводам», так что для пациентов, в сущности, ничего не изменилось. Как не заметили они и того, например, что год назад наша служба перешла с бюджетного на финансирование по системе ОМС. Всё это внутренние дела. Кроме того, участковый врач, прибывший по нашему вызову, при необходимости сам вызывает бригаду «скорой». Мы все взаимозаменяемы.

– А кто заменит санитаров, которых, насколько мне известно, теперь в штате «скорой» нет, Владимир Федорович?

– Да, с 1 января должности санитаров выездных бригад скорой помощи упразднены. Всех работавших (их было 145 человек) пришлось уволить. Конечно, врачам, фельдшерам (это в основном женщины) теперь приходится тяжелее просто физически. Особенно когда необходимо эвакуировать грузного больного из многоквартирного дома. В некоторых случаях врачам приходится даже прибегать к помощи сотрудников МЧС.

Только цифры

• 1200 вызовов в сутки в среднем обслуживает «Скорая» Нижнего Новгорода.

• В 6 662 случаях пациент отказывался от осмотра врачами скорой помощи.

• В 824 случаях вызов оказывался ложным: «скорую помощь» на указанный адрес не вызывали.

Бахилы для «скорой»

Читатели нередко задают нам вопросы, касающиеся работы неотложки. Вот ответы на некоторые из них.

– Как скоро врач должен приехать к ребенку с высокой температурой?

– На вызовы к детям в основном приезжает экстренная бригада. У маленьких пациентов болезнь часто развивается стремительно, особенно в период сезонного подъема инфекционной заболеваемости. Лучше перестраховаться. Опоздать мы не имеем права.

– Прав ли врач «скорой», отказывающийся вводить пациенту его собственное лекарство?

– Абсолютно! Врач имеет право применять только те медикаменты, которые находятся в его укладке. Исключение составляют наркотические анальгетики для оказания паллиативной помощи онкобольным.

– Существует ли временной норматив, в течение которого бригада экстренной скорой помощи должна доехать до пациента?

– Наши подстанции располагаются в 20-минутной доступности до всех обслуживаемых участков. И по правилам, в 86 процентах экстренных случаев «скорая» должна приезжать не позже чем через 20 минут. Но не забывайте о пробках, возможном отсутствии свободных машин, шлагбаумах на внутридомовых территориях. И на проезжей части далеко не все уступают дорогу машине с красным крестом.

– Как вы поступаете в случаях, когда пациенты жалуются, что врачи «скорой» требуют денег за вызов?

– У нас было в прошлом несколько таких сигналов. Если они подтверждались, работника увольняли «по статье», несмотря на дефицит кадров. Мы считаем это недопустимым.

– Обязана ли бригада скорой помощи, входя в дом пациента, надевать бахилы?

– По санитарным нормам врачи обязаны делать это только в учреждениях здравоохранения, таких как хирургические и стоматологические кабинеты, процедурные… Я так скажу: если к вам приехала «Скорая помощь», определитесь, что вам важнее – спасение жизни или здоровья либо чистые полы в квартире?

Бригада из поликлиники

Что думают о нововведениях другие специалисты и пациенты?

Александр Карцевский, министр здравоохранения Нижегородской области:

– На самом деле, многие положения порядка оказания скорой медицинской помощи остались неизменными еще с 2004 года, но они были конкретизированы и дополнены. К основным новшествам можно отнести уточнение критериев оказания скорой медицинской помощи. Так, новый порядок расставил приоритеты, уточнив, что в случае поступления вызова «скорой» в неотложной форме на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме.

Татьяна Пичужкина, начмед Городецкой центральной районной больницы:

– И районная поликлиника, и все наши филиалы работают по системе неотложной помощи еще с сентября прошлого года. Мы заранее провели разъяснительную работу с населением, так что никаких жалоб на новую систему не поступало. Это правильное решение, ведь в поликлинике есть участковый врач, который знает многих пациентов на своем участке. Самая главная проблема у нас – дефицит медперсонала. Но мы ввели дополнительный штат и так составили график, чтобы один из участковых врачей всегда мог выезжать на вызовы.

Елена Овчинникова, главный врач поликлиники № 7 Нижегородского района Нижнего Новгорода:

– Мы ежедневно оказываем неотложную помощь троим-пятерым больным по вызову из «Скорой» – для этого дежурит бригада. Все наши сотрудники прошли обучение. На работе поликлиники новые обязанности медиков не отражаются – дефицита кадров у нас нет. Более того, обслуживание неотложной помощи оплачивается по тарифу ОМС выше, чем плановые вызовы. Так что зарплата у наших работников выросла.

Валентина Кобылкина, жительница улицы Матросской Нижнего Новгорода:

– Когда приехала бригада скорой помощи, моя дочь Ольга Анисимова была в очень плохом состоянии. Фельдшер Ленинской подстанции Андрей Сергеевич Медведев не только оказал необходимую медицинскую помощь, но и отнесся к ней со всем вниманием. Очень прошу руководство «Скорой помощи» отметить всю бригаду за добросовестную, профессиональную работу.

Татьяна, жительница Шахуньи:

– В этом году я вызывала «скорую», когда поднялось давление у мамы-пенсионерки. Был поздний вечер, бригада приехала минут через двадцать. Никаких отличий от прежних вызовов я не заметила.

Теги: Медицина

2940

Комментирование данного материала запрещено администрацией.