Механик всея Руси

07:00 — 04.02.2014

В музее речного флота в Волжской государственной академии водного транспорта находится по-прежнему функционирующее изобретение Ивана Кулибина — первый в мире прожектор. Благодарим сотрудников музея за содействие в фотосъемке.

В музее речного флота в Волжской государственной академии водного транспорта находится по-прежнему функционирующее изобретение Ивана Кулибина — первый в мире прожектор. Благодарим сотрудников музея за содействие в фотосъемке.

Автор фото: Наталья Ермакова

Механик всея Руси

07:00 — 04.02.2014

«Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошел к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:
— Вашей милости!
Потом, подступив на шаг, поклонился еще ниже и сказал:
— Вашей чести!
Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:
 — Вашей премудрости мое почтение!»

…Иметь главное смотрение

Так современники описывали встречу гениального полководца и не менее великого изобретателя на празднике у князя Потемкина. Прослывший при дворе оригиналом Суворов в данном случае не скоморошничал. Да и не был в своей оценке нижегородского механика «одним в поле воином». Русским Архимедом называл Кулибина поэт и государственный деятель Гавриил Державин. Великий ученый академик Леонард Эйлер считал его гениальным.
А что мы, нижегородцы XXI века, знаем о нашем прославленном земляке?
К сожалению, далее скупых сообщений словарей о кулибинских игрушках, созданных на потеху скучающей императрицы Екатерины Второй, рядовой обыватель не продвинулся.
 Между тем, та же императрица пригласила никому не известного провинциала в столицу вовсе не за этим. Он был назначен заведующим механическими мастерскими Петербургской академии наук. Кулибин должен был «иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен». Причем за обучение каждого из «школяров» полагалось вознаграждение в 100 и более рублей. Учитывая ежегодное жалование в 350 рублей и казенную квартиру, надо признать, власти высоко ценили таланты самоучки.

Искусство приумножать свет

Что чрезвычайно важно для творческого человека, Кулибину было предоставлено право заниматься во вторую половину дня его личными изобретениями.
А их было немало. Одних чертежей сохранилось около двух тысяч. Наброски, описания машин, заметки, тексты, обстоятельнейшие вычисления, эскизы, торопливо сделанные на лоскутках бумаги, записи карандашом, проекты, прорисованные на обрывках дневника, на уголке денежного счета, на игральной карте…
Причем речь идет не только об устройствах для фейерверков, затейливых часовых механизмах, но и о изобретениях, которыми мы пользуемся и по сей день.
Например, в Царскосельском дворце форточки в окнах помещались слишком высоко: чтобы их открыть, люди должны были карабкаться по карнизам. Опасность этой работы была замечена императрицей, и по ее желанию Кулибин приспособил к форточкам такое устройство, что их стали открывать и запирать, действуя снизу шнурками. Этот способ применяется и в наши дни.
В 1779 году «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что Кулибин «изобрел искусство делать некоторою особою выгнутою линиею составное из многих частей зеркало, которое, когда перед ним поставится только свеча, производит удивительное действие, умножая свет в пятьсот раз противу обыкновенного свечного света и более, смотря по мере числа зеркальных частиц, в оном вмещенных».
 Это был первый прожектор. Свет его был виден за 24 версты от столицы, из Красного Села. Фонари эти стали употребляться для освещения длинных галерей, в маяках. Один такой аппарат, изготовленный самим изобретателем, хранится в музее Волжской академии водного транспорта в Нижнем Новгороде.

«Водоход» с крепостным правом не справился

Не нашло применения и другое изобретение, которое могло существенно изменить хозяйственную жизнь прибрежных городов. Речь о знаменитом «водоходе», как называл его сам Кулибин. Впервые он построил судно, движущееся против течения, приводимое в движение… самим течением реки, в Петербурге в 1782 году. А в 1804 году, уже после увольнения со службы, в родном городе его проект был официально признан «обещающим великие выгоды государству». Но дальше дело не пошло, судно было продано с торгов на слом.
А ведь проекты «водоходов» были разработаны и оригинально, и выгодно, что доказал сам изобретатель в написанных им трудах: «Описание выгодам, какие быть могут от машинных судов на реке Волге, изобретенных Кулибиным», «Описание, какая польза казне и обществу может быть от машинных судов на р. Волге по примерному исчислению и особливо в рассуждении возвышающихся против прежних годов цен в найме работных людей».
Обстоятельные расчеты, произведенные Кулибиным, характеризуют его, члена Вольного Императорского экономического общества, как способного экономиста.
Как и многие таланты, Иван Петрович Кулибин опережал свое время, его изобретения не могли найти применение в условиях дешевой крепостной рабочей силы.

1445

Комментирование данного материала запрещено администрацией.