Диплом для компетенции

07:00 — 30.01.2014

Юристов столько, что они сами не знают, куда себя пристроить на работу.

Юристов столько, что они сами не знают, куда себя пристроить на работу.

Автор фото: Юрий Правдин

Диплом для компетенции

07:00 — 30.01.2014

Ежегодно нижегородские вузы выпускают около пяти тысяч специалистов в области юриспруденции. Любой здравомыслящий человек пожмет плечами в недоумении: и зачем нам столько юристов? Из года в год наибольшие трудности при трудоустройстве возникают и у новоявленных экономистов, социологов. При этом желание получить диплом по «модной» гуманитарной специальности у абитуриентов не ослабевает.

Технари нужнее гуманитариев

В региональном министерстве образования признают: к сожалению, высшее образование не всегда соответствует запросам рынка труда. В результате огромное количество выпускников трудится не по специальности, в то время как работодатели ищут образованных строителей, инженеров, врачей и педагогов. Где же выход? По словам начальника сектора среднего и высшего профессионального образования минобра Игоря Захарова, необходимо наладить систему профориентации. Причем внедрять последнюю нужно не с 9–11 классов, а с начальной школы.

Почему нет серьезных проблем с трудоустройством у выпускников средних профессиональных учебных заведений? Да потому что там часто учащихся готовят под конкретного заказчика. В вузах же всё иначе. Системы распределения, отказ от которой в свое время расценивался новоявленными дипломированными специалистами как благо (кому же из городских хотелось ехать отрабатывать несколько лет на село?), давно нет. Даже для тех, кто учится на бюджетных местах. Наладить контакты с будущим работодателем еще со второго-третьего курса — лучший способ найти работу после вуза. И единственный, чтобы наработать опыт, который требуют сейчас при трудоустройстве на любое производство. Именно так поступают студенты Нижегородского технического университета. По словам его ректора Сергея Дмитриева, благодаря этой системе работу по специальности получают 99,37 процента молодых специалистов.

Набор с целью

Проблему трудоустройства выпускника позволяет решить и целевой набор в вузы. Его особенность в том, что абитуриент приносит в приемную комиссию не только результаты ЕГЭ. К ним обязан прилагаться договор с органами исполнительной власти или ведомством, предприятием, организацией о направлении на учебу.

Кроме того, по целевому набору гораздо проще поступить в вуз, поскольку для этой группы абитуриентов отдельный конкурс, который значительно ниже обычного. Целевики могут получать дополнительную стипендию от будущего работодателя, всегда обеспечиваются местами в общежитии. Такая практика давно распространена в районах области для закрепления молодых специалистов. Например, уже несколько лет по договору с нижегородской мед­академией дивеевские ребята учатся на врача. А получив диплом, возвращаются в район, где обязаны отработать не менее пяти лет.

Кадры для госкорпораций

Один из важных критериев эффективного вуза — его связь с наукой и международными объединениями. Например, по словам Сергея Дмитриева, их университет входит в Российский ядерный инновационный консорциум, готовит специалистов для госкорпораций, в том числе в области атомных технологий. Выпускники Нижегородского университета имени Лобачевского также идут работать в госкорпорации России. Это учебное заведение находится на острие современной науки — развивает биомедицинские технологии совместно с партнерами из ИПФАНа, ННИИТО, Приволжского окружного медицинского центра.

Гуманитариям же сложнее пробиться не только при трудоустройстве, но и в науке. Никита Авралев, проректор по связям с общественностью Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского, признает: наша гуманитарная наука не востребована за рубежом. Это значит, что ее спецам публиковать свои статьи в международных научных журналах весьма проблематично. И вообще, гуманитарное образование теперь чаще всего является лишь базой для дальнейшего обучения по конкретной специальности. Именно так предлагает относиться к нему ректор лингвистического университета Борис Жигалев. По его словам, университеты должны учить не навыкам и умениям, а компетенциям. Например, выпускники его вуза могут применить и развить свои знания в любом виде деятельности.

•   160 тысяч студентов всех форм обучения и 46 тысяч учащихся техникумов — таков сегодня образовательный потенциал Нижегородской области.

•   713 дипломантов олимпиад в нашем регионе выводит его на 1-е место в России. На 2-м месте — Башкортостан (549), на 3-м — Самарская область (441).

ОтМЕТКА для вуза

По результатам мониторинга эффективности вузов, опубликованным на сайте Минобрнауки России 13 января 2013 года, филиалы знаменитого на всю страну университета имени Лобачевского — Борский, Выксунский, Заволжский и Павловский — признаны нуждающимися в оптимизации.

Университет уже представил на согласование обновленные программы оптимизации этих филиалов. А вот Шахунский филиал признан неэффективным и нуждающимся в реорганизации. Впрочем, его судьба еще не решена. По словам проректора университета по связям с общественностью Никиты Авралева, руководство намерено отстаивать этот филиал, поскольку для большинства шахунских студентов это единственная возможность получить университетское образование. Ездить каждый день из такого дальнего населенного пункта в Нижний на учебу нереально, а предоставить всем общежитие у вуза просто нет возможности.

Неэффективными признаны также Нижегородский институт менеджмента и бизнеса и Саровский филиал Современной гуманитарной академии. Впрочем, правительство области уже направило ходатайство в Минобрнауки России об отнесении НИМБа к категории «требующих оптимизации». Сейчас институт, признанный неэффективным по четырем показателям, среди которых трудоустройство, международная и образовательная деятельность, инфраструктура, работает над «исправлением ошибок». Например, заключил договоры с рядом предприятий, в том числе с Волго-Вятским отделением Сбербанка России, для трудоустройства выпускников. Кстати, в вузе подчеркивают, что по состоянию на 11 ноября 2013 года на учете в службе занятости Нижегородской области выпускников НИМБа не было. Для повышения показателя «Международная деятельность» институтом ведется работа с рекрутинговыми компаниями по подбору абитуриентов из стран СНГ (Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Армении). На настоящий момент три зарубежных преподавателя по срочным договорам оформлены на должности профессоров кафедр, а 12 студентов института с марта 2014 года будут обучаться в США в течение одного триместра.

Найти Альма-матер

Что думают о плюсах и минусах высшего образования студенты и их родители?

Ирина, студентка университета имени Лобачевского:

— Университет, помимо собственно образования, должен обеспечивать возможность развиваться в спорте, творчестве, музыке. А еще лично мне не хватает часов по иностранному языку. Английский у нас преподают всего год — этого очень мало! Ведь без иностранного сейчас никуда.

Ксения, выпускница лингвистического университета:

— Образованием в этом вузе я полностью удовлетворена. Свободно общаюсь с носителями языка по-английски и по-немецки. Но вот проблемы с трудоустройством есть. Конечно, те, кто решил стать преподавателем, может легко найти место — и в школе, и в вузе. Но если ты хочешь стать переводчиком или работать в области международных отношений, то в нашем регионе работу по такой специальности практически не найти.

Ольга, мама выпускницы лингвистического университета:

— Получается парадокс: дочь после окончания вуза с красным дипломом, свободно владея двумя языками, не может найти работу, хотя предложений достаточно. Но в одних местах дочку не устраивает размер зарплаты (а молодые люди сегодня хотят сразу много зарабатывать), в других уже работодателей не устраивает отсутствие языковой практики. Поэтому некоторые из ее одногруппников получали одновременно второе образование, уже с конкретной специальностью, например экономиста. Оказывается, само по себе владение иностранным языком еще не профессия.

Иван, 4-й курс архитектурно-строительного университета:

— Главное — правильно выбрать «свой» вуз. Я за год до поступления объехал все высшие учебные заведения подходящего мне профиля, чтобы просто почувствовать дух альма-матер, которым пропитаны их стены. Мне было из чего выбирать — очень престижен университет, хорошая научная школа в политехе. Но ближе всего оказалась строительная академия. И я не ошибся. Здесь учеба больше привязана к практике. Я был одним из победителей всероссийской студенческой олимпиады по компьютерным технологиям. В прошлом году занял первое место во всероссийской студенческой олимпиаде по компьютерной графике. Да и работа меня сама «нашла» еще во время учебы. Поступило несколько деловых предложений — по дизайну, компьютерной графике, анимации, — которые принесли неплохой доход.

Теги: Образование

1647

Комментирование данного материала запрещено администрацией.