Мастер

07:00 — 19.12.2013

Ирина Никитина

Человек-театр Семён Лерман.

Человек-театр Семён Лерман.

Автор фото: Фото предоставлено театром «Комедiя».

Мастер

07:00 — 19.12.2013

Ирина Никитина

Уходят композиторы, но остается их музыка. Уходят художники, остаются их полотна. После кончины актеров, увы, ничего не остается, только память людей, которые видели их на сцене. «В связи с этим секция ветеранов сцены Нижегородского отделения Союза театральных деятелей решила продлить жизнь актеров после их ухода в мир иной, — сказал председатель секции народный артист России Александр Познанский. — Не знаю, получится это у нас или нет, но мы решили сохранить как можно дольше память о тех, кто был рядом с нами, с кем мы вместе работали, кто внес вклад в нижегородскую театральную жизнь».

Эффект присутствия

Недавно в Доме актера прошел вечер, посвященный актеру и режиссеру телевидения Борису Эллинскому, а 16 декабря там вспомнили режиссера, народного артиста России и заслуженного деятеля искусств Эстонии Семена Эммануиловича Лермана и заслуженного артиста России Игоря Сергеевича Бокова. Поскольку оба отдали много лет жизни Нижегородскому театру «Комедiя», то организовали вечер актеры этого театра совместно с СТД. Вел встречу актер «Комедiи» Николай Пономарёв.

Видеофрагменты юбилейного вечера Лермана и открытия в нашем городе Приволжского театрального форума в мае 2009 года, когда Семен Эммануилович был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», создали эффект присутствия Мастера здесь и сейчас. Собравшиеся на встречу вновь услышали дорогого им человека с неповторимой манерой речи, пронизанной свойственными ему юмором и самоиронией:

«В школе я был отличником и очень застенчивым мальчиком. Чтобы как-то побороть это в себе, летом в пионерском лагере решил записаться в футбольную команду. И вот во время игры приложил все свои старания, но, когда матч закончился, тренер сказал, обращаясь ко мне: «Ты, артист, играл очень хорошо, но я не понял, за какую команду?!" И тогда я пошел в драмкружок. Там перед выходом на сцену обязательно пользовался гримом, что придавало мне больше уверенности, так как казалось, что я спрятался за маску…»

По сути, мальчишкой попал Лерман на фронт, и в первый же день за проявленное в бою мужество был удостоен высокой награды. Об этом не любивший всю жизнь вспоминать о войне Семен Эммануилович вдруг очень живописно рассказал на церемонии вручения ему «Золотой маски». «Думаю, эта награда продлит мне жизнь лучше физзарядки. Я сейчас счастлив так же, как тогда, когда лейтенантом получил на войне орден Красной Звезды», — признался он. Увы, «Маска» продлила жизнь режиссеру всего на полгода…

Отец родной

Теперь, в декабре 2013-го, работавшие с Семеном Эммануиловичем актеры и его бывшие ученики поделились своими воспоминаниями об этом непростом, но очень интересном человеке.

Актриса театра «Комедiя» Ольга Бубнова, окончившая курс Лермана в нашем театральном училище, призналась, что для нее и ее сокурсников Семен Эммануилович был просто «отец родной». Знал всё про их внеучебную жизнь, постоянно интересовался здоровьем родителей, а потом уже — мужей, жен, детей… Он мог вовремя что-то посоветовать, успокоить, рассмешить, употребляя свои любимые словечки и выражения: «Да, не надо, деточка!..», «Экий ты хвортель выкинул!», «Ну, чем удивлять будете, господа актеры?!" У него всегда можно было занять денег до стипендии или зарплаты.

Николай Пономарёв отметил, что Семен Эммануилович был непредсказуем и по характеру, и по восприятию действительности, а на репетициях никогда невозможно было предугадать его оценку или реакцию. Если ему что-то не нравилось или казалось скучным, то он мог долго-долго молчать, а потом вдруг резюмировать в своем стиле: «Выходной день в крематории!», «Детский лепет на лужайке!», «Торжество идиотизма».

С 1973 по 1982 год Лерман поставил тогда еще в Горьковском театре драмы ряд спектаклей, которые стали событиями в городе:«Укрощение строптивой» и «Мера за меру» по Шекспиру, «Сирано де Бержерак» Ростана, «Мамаша Кураж» Брехта, «Иудушка Головлев» Салтыкова-Щедрина, «Ретро» Розова. Актерам драмы нравилось работать с режиссером.

— Я играла в разных спектаклях Лермана. Режиссер он был требовательный, дотошный, — поделилась народная артистка России, актриса Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького Маргарита Алашеева, — говорил, что любит усталых актеров, и мог репетировать, репетировать до бесконечности, невзирая на то, что у нас были какие-то дела и помимо театра… Но когда он ушел в театр комедии, я завидовала актерам этого театра.

Иногда мы встречались с ним на Покровке (он шел в свой театр, а я — в свой), и я говорила, что часто вспоминаю работу с ним и люблю его, а он удивлялся: «Да что я для вас такого сделал, чтобы меня любить?!" Не понимал, что я искренне благодарна ему.

«Хвортель выкинул»

В 1982 году Семен Эммануилович ушел из академического театра, где у него все неплохо складывалось, в старое полуразвалившееся здание на улице Маяковского (теперь Рождественской), чтобы возглавить Горьковский театр комедии. Там он поставил яркие спектакли: «Как вам это понравится» по Шекспиру, «Сеанс черной магии» по «Плодам просвещения» Льва Толстого, «Амурные похождения Бальзаминова» по пьесе Островского, «Золотой осел» по Апулею. Одним из первых в стране поставил инсценировку «Нехорошая квартира» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» и сам сыграл в этом спектакле Воланда, а также «Собачье сердце» этого же автора. На сцене театра комедии осуществил постановку инсценировки известного романа нашего земляка Николая Кочина «Девки».

О неуемной жажде Лермана творить и работать даже в праздники поведал актер «Комедiи», заслуженный артист России Валерий Кондратьев:

— 9 Мая, казалось бы, его праздник, а он назначает репетицию!.. А поскольку Семен Эммануилович приходил на работу постоянно со старым термосом и пил что-то из него, то ли чай, то ли кофе, то мы и решили подарить ему в День Победы новый термос. Стоял у моей мамы на комоде такой красивый, китайский… Вот я и уговорил ее отдать его мне. Собрались мы на репетицию, вручили подарок в надежде на то, что Лерман расчувствуется и отпустит нас пораньше. Какое там?! Он, конечно, поблагодарил, а потом репетировал… с утра и до позднего вечера.

Более двух десятков лет совмещал Семен Эммануилович Лерман деятельность главного режиссера театра комедии с преподавательской работой, одновременно добиваясь строительства нового здания театра на улице Грузинской. И добился-таки! 26 января 2000 года Нижегородский театр «Комедiя» отметил открытие в реконструированном, оборудованном современной техникой помещении. На новой сцене один за другим появляются спектакли Лермана: «Веронские любовники» по пьесе Горина, «Дорога цветов» по Катаеву, «Много шума из ничего» по Шекспиру, «Пущай смеются» по произведениям Зощенко, «Рождественское танго» по пьесе Птушкиной. Последними постановками режиссера в созданном им театре стали «Чехарда» по произведениям А. П. Чехова и комедия Нушича «Госпожа министерша».

Четверть века руководил Нижегородским театром «Комедiя» Семен Эммануилович Лерман, и это время незабываемо в истории театра.

1836

Комментарии (1):

22:38 — 27.12.13, AVG

Замечательный был режиссёр. И его "Сирано" стал в 1976 году событием. Бунтарь, диссидент, да ещё в переводе Айхенвальда! Для того времени это было очень актуально. Прекрасно сыграл Сирано Брухацкий, да и другие актёры точно вписались в роли.
Маленькая поправочка в текст: пьесу "Ретро" написал не Розов, а Галин.

Комментирование данного материала запрещено администрацией.