Понять того, кто рядом

07:00 — 12.12.2013

Сергей Ткачев и Мария Бурханова: измени свое будущее

Сергей Ткачев и Мария Бурханова: измени свое будущее

Автор фото: Фото предоставлены театром.

Понять того, кто рядом

07:00 — 12.12.2013

Студенческие театры — это всегда интересно. А у главного нижегородского ВУЗа — ННГУ им. Н. И. Лобачевского таких театров целых два! Вот уже почти три года как существует театр «Лифт», причем противопоставляя себя как студенческому театру, существующему там уже шестнадцать лет, так и всем остальным театрам города, страны, а может и мира. И называет себя — «нетеатр».

Почему «нетеатр»? Сайт «Лифта» отвечает на этот вопрос просто — «в отличие от театра, ставшего сейчас традиционным, в котором выразительные средства, такие как песни и танцы, не являются обязательными, и часто выступают в роли случайных „украшений“, в нетеатре „Лифт“ эти элементы являются тканью, из которой скроен сюжет, действие».

Сразу хочется отметить, что за последние десять лет в нижегородских театрах все перечисленные средства как раз таки вовсе неслучайны. К примеру — масса пантомимы в драмовских «Вешних водах» или «Гранатовом браслете», или чуть не получасовое видео захода солнца в «Вишневом саде». В театре комедии специально создали мультфильм для спектакля «Жульета», а их мюзикл «Леонардо» стал самым зрелищным нижегородским проектом последних лет. Перечислять можно бесконечно. Так что противопоставления особого нет.

Но вот — премьера! На днях «нетеатр» «Лифт» представил зрителям спектакль «Два в одном». Это доработанная версия спектакля «Лифт», родившаяся 7 лет назад, когда еще «нетеатр» не был «нетеатром». Те, кто помнит тот спектакль, говорят, что переработке подверглось очень многое. И вот уже в предвкушении спектакля перед актовым залом ННГУ собрались зрители. Кто-то в последний момент переписывал конспекты, кто-то встретил друзей, с которыми не виделся много лет, а кто и просто любовался падающим снегом за окном, настраиваясь на романтический лад.

Не одна я металась в поисках программки, дабы после спектакля приобщить ее к коллекции, занимающей в доме целую тумбочку. Взяв в руки программку десятилетней давности, бывает, неожиданно ярко встает перед глазами спектакль, лица актеров, игравших в нем, атмосфера того дня…. С удивлением узнаю, что руководитель театра Дмитрiй Сухотерин специально не делает к своим спектаклям программок, по причине постоянных изменений и исканий в процессе работы над спектаклем. Что-ж, может в эру современных технологий это и оправдано, при желании можно и видео со спектакля раздобыть (благо, снимали с трех камер!), но все- таки хотелось бы знать, кого видишь на сцене. Ну не говорить же потом друзьям, к примеру, «очень понравилось, как танцевал грузчик в красной рубашке»! А он и правда танцевал хорошо!

Двери зала открылись, зрители прошли мимо босоногого человека с неимоверно озабоченным лицом, оказавшегося руководителем, режиссером и идейным вдохновителем театра Дмитрием Сухотериным, промчавшимся к сцене и мастерски призвавшим выключить мобильные телефоны. Это — особое искусство, ни одно объявление не дает гарантии, что спектаклю не будут мешать, а тут спохватились даже самые забывчивые! И вот — спектакль. Причем выдержанный по классическому канону триединства — времени, места и действия.


Все закручено вокруг лифта, в котором застряли главные герои. Идея лифта, как места, вокруг которого кипит жизнь подъезда, далеко не нова. В нашем городе был даже снят фильм «Лифт» поставленный нижегородским драматургом, экс-министром культуры Владимиром Седовым по своей же пьесе с нижегородскими актерами. Но там сам лифт был главным героем, а тут перед нами прекрасный дуэт — Сергей Ткачев и Мария Бурханова, в ролях случайных товарищей по несчастью. Но несчастью ли?

Они создали очень яркие, запоминающиеся образы. Настолько достоверны и трепетны были их диалоги, что зал замирал. Кто-то из зрителей даже шептал — «ну же, не молчи! " Неторопливо герои раскрывали друг перед другом и перед залом все самое лучшее, что есть в обычных современных юношах и девушках, простых студентах — жажду чистой любви, сострадание, нежность. И все это в обрамлении жанровых зарисовок, показывающих жизнь среднестатистических жильцов многоэтажки.

Не все они были удачны, некоторые вызывали вопрос — а зачем? Что дают они для понимания спектакля. Иногда казалось, что спектакль назван «Два в одном» именно потому, что коллективу хотелось показать как можно больше выступлений в разных жанрах. Их и правда было много — от почти КВНовского монолога запутавшегося в билетах помощника руководителя, до мультипликации (с глубокой идеей, но несколько грубовато сделанной), пантомимы (причем уровень выступлений девушек очень разнился), вокально-танцевальных «Поющих и танцующих грузчиков» и многого другого. В погоне за рекламой наверняка можно найти и более смешные бренды, так что поверить в существование монопольной конторы «Поющие грузчики» вполне возможно.

В итоге спектакль куда больше напоминал капустник или эстрадный концерт, чересчур размывая общее впечатление от главной сюжетной линии. К финалу эстрадная чаша весов окончательно перевесила драматическую. Режиссер вел за собой зрителя, как цветные бусинки нанизывая истории, и кажется, что еще секунда, и ты увидишь то глубокое ночное небо, о котором рассказывает герой, а тут очередная бусинка, и почти пойманный момент катарсиса ускользнул вместе с ней. Следует отметить, что спектакль в этом варианте был показан впервые и, несомненно, будет претерпевать еще изменения и возможно, со временем достигнет баланса всех своих многообразных частей.

Особенно хотелось бы отметить музыку в спектакле. Она подобрана так, что вызывает массу ассоциаций. Чего стоит «Earth Angel» Чака Берри — романтический гимн поколений любителей фильма «Назад в будущее». А уж если вспомнить, что в фильме все зависело от выбора…маленького выбора каждого, который меняет будущее, то видишь, что и спектакль почти про это!

Мнения о спектакле были разными, но главное — те, кто шли домой в желтом свете фонарей под легкими снежинками, почти наверняка задумались о ком то, кому когда-то не решились сказать всего пару слов, которые могли бы изменить жизнь! А может кто-то достал телефон и сказал эти слова? А это значит, что спектакль своей цели достиг.



Зрители о спектакле

Владимир, историк в школе, закончил ННГУ 8 лет назад.

Я стараюсь следить за этим театром, иногда их спектакли доставляют несомненное удовольствие, но сегодня…на мой взгляд у ребят «болезнь роста», они не могут вовремя остановиться и наступить на горло собственной песне, поэтому нагружают спектакли все большими излишествами, выпадающими из общей картины. Если позиционировать себя как театр, хоть и с названием «нетеатр», нельзя делать столь сильный уклон в эстрадность и КВНность. Объять необъятное невозможно. Тем более, если даже мне, непрофессионалу, видно, что местами и пантомима подкачала, и танцы не на высоте, и с вокалом проблемы. Зачем стараться показать все, что они умеют (или думают, что умеют), и в итоге перебарщивают.

Алексей, студент ННГУ

История взаимоотношения людей в спектакле понравилась, жизненно, но я очень не люблю всякие песни и танцы, мне это мешало. Вот просто на спектакль о мыслях и чувствах героев я бы с удовольствием посмотрел.

Светлана, студентка НГПУ

Спектакль очень понравился, грустно очень, ну почему герои не могли одуматься? Были бы счастливы… Грустно.

Никита Лаут, pr-специалист ООО «Ульяновскоблводоканал»

Рассказывать о постановках Дмитрия Сухотерина — это преступление. Просто потому что всю полноту эмоций от спектакля, все впечатления, те философские составляющие передать не получится. Cпектакли «Лифта» надо смотреть и осмысливать. Касаемо спектакля «Два в одном». У Дмитрия Сухотерина получилось впихнуть невпихуемое в 1,5 часа действа: интерактив, танцы, акробатические этюды, стихи, видеоанимация, КВН, буффонады… И все это в симбиозе. Поразило мастерство построения нелинейного сюжета: наряду с героями действа на сцене появляются образы людей из их фантазий, воспоминаний. В спектакле поднимается много философских вопросов. При всей серьезности, с которой они рассматриваются, каждую минуту герои обязательно скажут такую фразу, после которой хочется смеяться. Запомнились различные филологические находки. Например, один из главных героев рассказывает, почему кофе — он, а не оно. При наличии развлекательных и философских составляющих, есть еще и образовательные. Это немаловажно. Творчество «Лифта» — доказательство того, что театр не потерял свой «железобетонный аргумент». Он может не только показывать «правду жизни», пошлую физиологию, что в изобилии у «модных режиссеров», но и учить. Учить правильным, добрым вещам. (Стилистика автора сохранена).

Алена, студентка НГПУ

Я впервые столкнулась с этим театром, позвали друзья. Такое ощущение, что спектакль недоработан, хорошо подобрана музыка, хороши главные герои, но где-то с середины вдруг стало скучно и затянуто. Причем не только мне, если сначала я смотрела только на сцену, то потом уже пришлось рассматривать зрителей, они тоже исподтишка рассматривали соседей. Не пойму, зачем была нужна старушка с кошками. Роль, кстати, сыграна отлично, но зачем? Что она прибавит к размышлениям героев? В итоге впечатление от спектакля смазалось. Хочется посмотреть какой-нибудь другой спектакль этого театра и получить более полное впечатление о коллективе.

Теги: Театр

2474

Комментирование данного материала запрещено администрацией.