А по Волге вниз… «Самолет»

07:00 — 21.11.2013

А по Волге вниз… «Самолет»

07:00 — 21.11.2013


Устав пароходного общества «Самолет», входившего в тройку крупнейших на Волге, был высочайше утвержден в 1858 году.

Основателями общества считаются отставной капитан Российского флота Владимир фон Глазенап и титулярный советник Максимилиан фон Адлерскрон. В следующем году на бельгийской верфи «Коккериль» для пароходства были построены два парохода, «Товарищ» и «Дриада». К концу 1850-х годов общество располагало флотом из 20 пароходов, названия которых отличались звучностью и разнообразием — «Быстрый», «Проворный», «Посыльный», «Гонец», «Депеша, «Курьер», «Рыбинск», «Ярославль», «Телеграф»… Пароходы ходили по Волге от Твери до Царицына, по Каме — до Перми и Оке — до Елатьмы. В 1862 году у генерала Мальцева обществом были куплены три крупных товаропассажирских парохода, предназначенные для обслуживания линии Нижний Новгород — Астрахань. Однопалубным «самолётским» пароходам были присущи быстрый ход и неукоснительное соблюдение графика. В том же году обществом был издан первый путеводитель «Волга от Твери до Астрахани».

В последующие десятилетия «Самолет» работал в условиях жесткой конкуренции обществ «По Волге», «Кавказ и Меркурий», «Братья Любимовы» и других. Новым директором Геннадием Ратьковым-Рожновым была принята смелая программа обновления флота. Ежегодно в навигацию выходили новые двухпалубные пароходы с роскошной отделкой и характерными названиями. Пароходы с именами писателей — «Пушкин», «Лермонтов», «Гоголь» — ходили на нижнем плесе Волги, названные в честь русских князей — «Юрий Суздальский», «Михаил Тверской» — на среднем, с именами композиторов — на верхнем, от Твери до Рыбинска. На кожухе гребного колеса самолётских пароходов красовались герб и два скрещенных рожка — знак перевозки почты.

В пору расцвета общество располагало 40 комфортабельными пассажирскими пароходами, совершавшими регулярные рейсы по Волге и Каспию. К навигации 1914 года на Сормовской судоверфи были построены пароходы, ставшие гордостью волгарей, — «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна», переименованные позже в «Володарский» и «Спартак». В Нижнем Новгороде у «Самолета» была собственная контора, управляющим перед мировой войной состоял Н. Бухольц. «Самолётские» пароходы прослужили вплоть до 1991 года.

1254

Комментирование данного материала запрещено администрацией.