Структура кристалла Занусси

06:00 — 14.11.2013

Ирина Мухина

Структура кристалла Занусси

Автор фото: Наталья Ермакова

Структура кристалла Занусси

06:00 — 14.11.2013

Ирина Мухина

Один из признанных интеллектуалов мирового кино Кшиштоф Занусси в живом общении совсем не похож на обитателя башни из слоновой кости. В том смогли убедиться нижегородцы, участники творческих встреч в Арсенале и Доме архитектора.

Из самого веселого барака

Впервые была возможность не только увидеть ретроспективу из семи лент мэтра, но после просмотра задать вопросы ему самому. А отвечал гость и максимально доброжелательно, и с юмором.

«В соцлагере Польша была самым веселым бараком», — шутит пан Занусси, объясняя, как во времена строгой идеологической заданности удалось ему, еще будучи дебютантом, сразу же снять ленту вне социалистических клише. Его первая картина «Структура кристалла», открывшая и нижегородский показ, хоть рождалась в муках, но все же больше творческих, чем цензурных. Попытка сделать фильм оригинально — на основе не расхожей сюжетной истории, а фиксации неких состояний и характеров, была в 1969 году весьма смелой. Результат явно не обрадовал тогдашнее начальство. «Но власть хотела успеха за границей. И когда «Структуру кристалла» стали там награждать, смирилась», — комментирует режиссер. Он вспоминает, что именно этой картине обязан одной из незабываемых встреч. Молодого поляка с его дебютной лентой пригласили в Москву, затем отправили в Новосибирск, в Академгородок. Получить такую глубоко интеллигентную аудиторию, какую посчастливилось там, выпадает нечасто. Для Кшиштофа Занусси это особенно важно.

«Мой герой — интеллигент. Прежде всего меня интересует жизнь образованных людей», — поясняет гость. Действительно не бытовизм, а философия бытия определяет смысл кинематографа Занусси. Он и формировался в среде больших понятий. Еще отец по поводу выбора литературы говорил ему: «Если это бестселлер, сразу выброси в мусор». Привитый вкус к элитному, наверное, закономерно привел юного Кшиштофа в физику. Он любит эту науку до сих пор. «Вот только физика меня не полюбила», — иронизирует мастер. И рассказывает, как затем учился на философском факультете, как увлекался студенческим театром, пантомимой, «к которой я особенно не способен», любительским кино. Последнее и определило главный жизненный выбор. Но неизменными остался капитальный подход к исследованию реалий, стремление выявить главные сущности в течении обыденности, причем живой, не прикрашенной эстетски. Экранные истории Занусси предлагают публике следить прежде всего за духовной коллизией, за напряжением интеллектуальной работы героев, погружаться в особую атмосферу, сотканную из психологических нюансов, из выразительных кадров, звуков, диалогов.

Вне моды

Будучи в польском (и не только) кино первооткрывателем некоторых тем и экранных приемов, режиссер сам же от своих находок потом уходил. Потому что это становилось модным, расхожим, а значит — кичем, объясняет Кшиштоф Занусси. Он может себе позволить оставаться вне моды почти 45 лет и быть при этом в обойме самых-самых.

У него, сценариста и режиссера, нижегородцы выведывали, откуда черпает коллизии своих экранных историй. «Все мои сценарии рождались из того, что я видел вокруг. В жизни столько захватывающего и удивительного, что это

992

Комментирование данного материала запрещено администрацией.