На три буквы

06:00 — 14.11.2013

На три буквы

Автор фото: Коллаж Станислава Редошкина.

На три буквы

06:00 — 14.11.2013

В начале ноября в России было создано новое министерство — строительства и жилищно-коммунального хозяйства, руководить которым назначен бывший губернатор Ивановской области Михаил Мень. За прошедшие несколько дней с момента назначения новый министр успел отметиться несколькими заявлениями, планами и интервью, которые, в общем, дают некоторое представление о дальнейшем развитии отечественного строительства и ЖКХ. Хотя многих, надо полагать, подобные планы не устроят.

Вылетая в трубу

Михаилу Меню досталась любопытная должность. Ему придется начинать практически с нуля. И дело не в том, что до него в сфере строительства и ЖКХ ничего не было сделано. Было, и даже немало. Особенно в строительстве. Проблема в том, что сейчас почти всё, что есть, придется переделывать. Потому что то, что есть, не работает. Или работает очень плохо, с минимальной эффективностью и колоссальными потерями.

Простой пример. Известно, что ГВС (горячее водоснабжение) и тепло — это больше половины счета за ЖКХ среднего жителя России. Ежегодно на тепловое хозяйство в стране тратится, с учетом вливаний из бюджетов, от 1,5 до 2 трлн рублей (около 3% ВВП). Российский рынок тепла — крупнейший в мире, что вполне объяснимо, учитывая климатические особенности.

Но! Почти половина всего вырабатываемого тепла в стране теряется в распределительных сетях в ходе доставки потребителю и из-за конструктивных недостатков отапливаемых помещений. Сюда же входят потери тепла от открытых форточек и дверей в подъездах, неутепленных чердаков и подвалов, плюс традиционные осенне-весенние «перетопы». Все это требует увеличения мощности магистральных трубопроводов, где теряется еще около 10%. В итоге российская система теплоснабжения теряет 60% энергии на транспортировке и неоптимальной эксплуатации. Проще говоря, полтора процента ВВП страны идет на отопление улицы. Посчитайте сами, сколько это будет в деньгах.

Вложиться в модернизацию

Понятно, что подобные колоссальные потери, не говоря уже про сознательное воровство, невозможно сократить быстро, каким бы умным и решительным ни был новый министр. Предстоит большая, трудная и кропотливая работа, причем системная, сразу по всем направлениям, иначе она попросту не даст никакого эффекта. Модернизацию отечественной сферы ЖКХ придется проводить совместными усилиями властей всех уровней, частных инвесторов и самих жителей. Вложиться в эту модернизацию придется всем, и как можно быстрее, иначе через три-четыре года крупные коммунальные аварии будут происходить каждый день. И на их устранение уже не будет хватать ни сил, ни средств.

Замена изношенных теплосетей новыми, более экономичными и эффективными — это одно из важнейших и сложнейших направлений модернизации ЖКХ. На это выделяются деньги из бюджетов регионов, которых не хватает. Поэтому привлекаются частные инвесторы, готовые вкладывать в ЖКХ и зарабатывать на этом. Больших денег здесь быстро не заработаешь, если работать, конечно, честно, поэтому многое зависит от региональных властей, устанавливающих тарифы для потребителей и правила игры для инвесторов. В разных регионах реализуются разные схемы работы властей с инвесторами, и одной из задач нового министра будет выбрать наиболее эффективную и распространить ее на всю страну. Хотя отдельные региональные особенности наверняка останутся. При том, что, в общем, Михаил Мень твердо намерен сделать из ЖКХ прибыльную сферу бизнеса, о чем не раз заявлял, в том числе и на встрече с президентом.

Сокращая потери

Если инвесторам и властям придется вложиться, то предприятиям ЖКХ и потребителям — ужаться. Первым придется смириться с «заморозкой» тарифов. Со следующего года тарифы на коммунальные услуги будут устанавливаться не меньше, чем на три года и индексироваться лишь в соответствии с инфляцией. Размер тарифов рассчитывается исходя из прогнозируемого уровня инфляции на следующий год, умноженного на понижающий коэффициент 0,7. Исходя из этих величин, в среднем по России цены на услуги ЖКХ в 2014 году увеличатся на 4,2%. Но именно что «в среднем»: в каждом регионе цифра будет варьироваться в зависимости от местной специфики.

Так же, как будет варьироваться по регионам и «социальная норма» — новация, введенная для потребителей электроэнергии. Суть новации в том, что в пределах установленной социальной нормы плата небольшая, а за пределами — стоимость киловатта повышается примерно на треть. Переход на новую систему расчета планируется с 1 июля 2014 года. А пока в шести регионах страны действуют пилотные проекты. Каждый регион самостоятельно рассчитывает норму: в Орловской области она составляет 190 кВт/ч, в Ростовской — 96 кВт/ч. В Забайкальском крае — 65 кВт/ч, в Красноярском — 70 кВт/ч в летний период и 400 кВт/ч в зимний период. Во Владимирской и Нижегородской областях одна из самых низких социальных норм — всего 50 кВт/ч.

Нововведение, в идеале, должно способствовать экономии и снижению потребления электроэнергии, что приведет к снижению затрат на строительство новой инфраструктуры и эксплуатацию старой. Проблема в том, что размеры норм устанавливаются довольно произвольно, и далеко не всех они устраивают. 50 кВт/ч за месяц может выбрать один персональный компьютер, включаемый на четыре часа в сутки. Ясно, что подобный минимум категорически не устроит большинство граждан, и если дело не ограничится экспериментом, а будет внедрено повсеместно и надолго, то стоит ожидать проблем.

Социальная норма сама по себе — инициатива полезная, но она должна быть обоснована и приемлема для большинства граждан. В Европе размер соцнормы на электроэнергию составляет от 100 до 150 кВт/ч в зависимости от государства. В России, учитывая климатические и технологические особенности, норма должна быть выше европейской, иначе жизнь станет хуже и дороже, чем сейчас. Учитывая, что социальные нормы в перспективе планируют ввести и на прочие коммунальные услуги.

Прямая речь

Могу сказать на примере региона (Ивановская область. — А. Л.): мы 16 новых блочно-модульных котельных построили за счет частных инвестиций, опираясь на ваш план, общий объем (инвестиций. — А. Л.) — порядка миллиарда рублей, это дало результат. Все разговоры, что сфера ЖКХ не очень прибыльна, — неправильные разговоры.

Министр строительства и ЖКХ Михаил МЕНЬ.

Я не помню, чтобы были какое-то новаторские прорывы в сфере ЖКХ в Ивановской области. Более того, я думаю, что это решение было сделано экспромтом. Мень — крепкий губернатор-середняк. С одной стороны, он ничем особо не прославился, с другой стороны — без особых провалов.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений МИНЧЕНКО.

Надо признать, что человек он опытный и более чем разносторонний, если заглянуть в его биографию. В целом Мень неплохо справился с выведением из кризиса Ивановской области, большое внимание уделял проблемам ЖКХ в регионе. Как принято говорить в народе, съел на этом собаку.

Аналитик компании «Альпари» Анна КОКОРЕВА.

По страницам СМИ

«Видимо, создание нового министерства и назначение его главой человека, в числе прочего занимавшегося модернизацией региональной инфраструктуры, — попытка наконец-то развернуть отрасль ЖКХ в сторону модернизации».

«Эксперт».

«С 1 января 2014 года мы начнем сами оплачивать капитальный ремонт домов. В том же году планируется введение социальных норм потребления электроэнергии, за превышение которых придется платить по специальному тарифу. В 2015 году собираются ввести аналогичные нормы на воду, а нормы на газ пока обсуждаются. В такой ситуации создание министерства строительства и ЖКХ выглядит как нельзя более своевременным».

«Коммерсант».

Экспертное мнение

— Поддержка ресурсоснабжающих организаций должна идти по всей вертикали. От федеральных органов ждут совершенствования нормативно-правовой базы в отношении управляющих компаний в коммунальной сфере — основных поставщиков долгов. О том, что создание этих организаций в том виде, как они есть, приведет к массовым хищениям и нецелевым растратам средств, собранных с населения и предназначенных для оплаты коммунальных ресурсов, эксперты предупреждали еще лет семь-восемь назад, когда новый Гражданский кодекс только обсуждался. Но услышаны они не были, и теперь мы пожинаем долги.

Заместитель директора Института национальной энергетики Николай ХРЕНКОВ.

Теги: Жкх, Политика

1497

Комментирование данного материала запрещено администрацией.