Зеркало для эпохи

06:00 — 07.11.2013

Ирина Мухина

Нижегородские коллекционеры на вернисаже.

Нижегородские коллекционеры на вернисаже.

Автор фото: Наталья Ермакова

Зеркало для эпохи

06:00 — 07.11.2013

Ирина Мухина

Этот вернисаж — долгожданный. В Выставочном комплексе торжественно открыта экспозиция «Нижегородское искусство ХХ века. Классика». И хотя практика ретроспективных показов вовсе не новость, нынешний — особый.

В силу разных обстоятельств в нашем крае отсутствует полнокровная системно формировавшаяся коллекция нижегородского изобразительного искусства прошлого столетия, особенно его последней четверти. Многие талантливые и характерные для своего времени произведения разлетелись далеко и теперь недоступны. Драма таких потерь не давала покоя. Усилия что-то удержать, приобрести, сохранить предпринимались разными культурными институциями, энтузиастами-собирателями. А потребность соединить эти фрагменты-осколки художественного «зеркала» эпохи стала настолько ощутимой, что заговорили о необходимости создания музея нижегородского изобразительного искусства ХХ века. Запущенный 31 октября выставочный проект — первый шаг на непростом пути.

200 работ в залах Выставочного комплекса как начальный итог общих усилий. Раритеты предоставили из своих коллекций и сам комплекс, и Нижегородская организация Союза художников России, и наше художественное училище. Внесли лепту замечательные собиратели вроде Алексея Кузнецова, Леонида Крайнова-Рытова, Вячеслава Грачева, в чьих частных «запасниках» береглись знаковые творения минувшего.

На вернисаже вспомнили советскую традицию разрезания красной ленточки. Ритуал свершил, напутствуя проект добрыми пожеланиями, глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин. Он справедливо заметил, что теперь дело искусствоведов — определиться, существует ли особая — нижегородская — школа изобразительного искусства.

Как раз ради такого осмысления наследия и затеян масштабный показ. Чем отозвались в творчестве земляков бури, идеологические реалии недавнего прошлого? Благом или злом обернулась закрытость города Горького для трудившихся здесь мастеров? Оказались ли провинциально «законсервированными» эстетические процессы? К ответу на такие вопросы наглядно подводит новая экспозиция. Тем более что в программе ее работы планируются творческие исследования, семинары, встречи, дискуссии.

Но уже сейчас для меня, например, очевидно: разочарование ждет готовившихся увидеть кондовый соцреализм. Да, есть романтизация созидательного труда и великих подвигов народа. Но рядом — интимная лирика пейзажей и портретов, сочная декоративность, почерпнутая из народных традиций, поиск актуальных форм, следование канонам иконописи, самобытность образцов наивного искусства. В открывающейся взору сложной гамме стилистик, тем присутствует даже социальная драма. Как на полотне 80-х «Юбилей» кисти Виктора Летянина. Застойный-застольный период гротескно отразил автор. И его же «Старый рабочий» (1954 год) с противоположной стены будто с укором взирает на изображение этих жалких потомков, пропивших и совесть, и страну…

На такую выставку стоит прийти не раз, чтобы из 200 работ, из этих двух сотен мгновений некогда свершившегося творческого взлета, сложить внятную картину нашего общего свершения.

897

Комментирование данного материала запрещено администрацией.