Время Горького

06:00 — 07.11.2013

Ирина Никитина

Людмила Оршанская покорила публику неожиданным лирико-драматическим исполнением роли Вассы Железновой в одноименном спектакле.

Людмила Оршанская покорила публику неожиданным лирико-драматическим исполнением роли Вассы Железновой в одноименном спектакле.

Автор фото: Фото с сайта Севастопольского театра для детей и молодежи.

Время Горького

06:00 — 07.11.2013

Ирина Никитина

На протяжении десяти дней, начиная с середины октября, в Нижнем Новгороде происходило событие, значимое для всей театральной России — Шестой российский театральный фестиваль имени Максима Горького. Его организатором стал Нижегородский государственный академический театр драмы.

Долой прежний груз!

В афишу фестиваля вошли девять спектаклей: «Чудаки» Московского академического театра им. Вл. Маяковского, «На дне» Вильнюсского городского театра Оскараса Коршуноваса и Театра-студии «Небольшой драматический театр» Санкт-Петербурга, «Варвары» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина, «Васса Железнова» Севастопольского театра для детей и молодежи, «Старик» Томского областного театра драмы, «Дачники» Омского государственного академического театра драмы, «Дети солнца» ">Санкт-Петербургского драматического театра на Васильевском и «Мещане» Нижегородского академического театра драмы имени Максима Горького.

Программа была насыщена ежедневными ">пресс-конференциями с режиссерами, актерами и руководителями театров. Во время фестиваля прошли творческие встречи со столичными театральными критиками Анной Кузнецовой и Григорием Заславским, с известным театральным и кинохудожником Борисом Бланком. В музее-квартире Горького состоялся круглый стол «Драматургия Максима Горького на сцене XXI века». После каждого просмотра проходили обсуждения спектаклей членами жюри фестиваля.

Как отметил председатель жюри, театральный критик Николай Жегин, «очень интересный фестиваль даже по названиям. Здесь собрали, наверное, всего Горького, который сейчас играется по России… 

Сегодня для старшего поколения самое трудное — освободиться от прежнего груза: взгляда на Горького. 

С одной стороны, совсем старого, со времен „Буревестника“, с другой — от уничижительного взгляда 90-х годов, когда возникло стремление сбросить Горького „с корабля современности“, поскольку он — основатель эстетики социалистического реализма, он „не наш и никогда нашим не будет“. Сейчас от этого мы, слава Богу, освободились. Но очень трудно взглянуть на Горького непредвзято».

Тем не менее фестиваль как раз и продемонстрировал непредвзятый взгляд на творчество классика.

Очень хорошо, потому что плохо

На обсуждениях и конференциях неоднократно подчеркивалось, что современный театр потянулся к непростой, мощной, полной загадок драматургии Горького. «Горький, который был какое-то время подзабыт, опять оказался на острие востребованности, общественного интереса», — сказал театральный критик, кандидат философских наук Константин Щербаков. По его мнению, интересен фестиваль еще и тем, что на нем были представлены очень разный Горький и очень разные в своих решениях (от самого непримиримого традиционализма до крутого авангарда) спектакли.

Обобщая высказывания коллег, интересную идею сформулировал театральный критик, заведующий отделом культуры «Независимой газеты» Григорий Заславский: 

«Сегодня Горькому очень хорошо, потому что России плохо. Именно потому,

 что мы переживаем похожий период, Горький сейчас снова становится актуальным. И описанный писателем распад сословий и семьи, и появление ночлежек, которые снова есть, и всплеск грубой силы — все это очень волновало драматурга. А если говорить о „Вассе Железновой“, то в этой пьесе описана трагедия русского капитализма, ее невероятной силы и ненужности этой силы, невостребованности ее в обществе».

Поразительно, в какие сложные порой отношения вступает время и классическая литература! Почему-то особо актуальными становятся вдруг одни произведения, а потом — другие. А бывает, как это случилось на фестивале, что всё совпадает: автор, его творчество и время.

«Есть одна горьковская тема, которая звучит сегодня особенно болезненно, особенно остро, и на фестивале это обозначилось, — сказал Константин Александрович Щербаков. — Мы посмотрели „Дети солнца“. Как известно, эта пьеса написана Горьким после революции 1905 года, когда писатель ужаснулся тем, что увидел. Однако тема глухой, злобной толпы, которая может снести всё, что было создано до нее, не очень взволновала театр. Он обратился к теме интеллигенции или, точнее, той социальной прослойки, которая в решительные, поворотные моменты нашей истории оказывается несостоятельной. Но и эта тема прозвучала в спектакле не очень удачно. Она прозвучала сильно в спектакле „Дачники“ — ярком, иногда эпатирующем — режиссера Марчелли. Там Суслов в своей речи заявляет: мы дети кухарок, мы первое поколение, мы заработали себе на жизнь, и нам надо пить, жрать, иметь женщин… И это его кредо вдруг каким-то поразительным образом совпало с тем, что мы наблюдаем сегодня, что происходит с теми самыми младшими научными сотрудниками, которые еще совсем недавно известными нам способами вдруг стали миллиардерами, но жить нормально они, оказывается, не могут. У них нет вкуса к жизни».

Куда мы движемся?

Что дозволено в современном театре, а от чего следует отказаться — и эта тема неоднократно возникала в ходе дискуссий.

«Новое, свободное отношение к Горькому — эта проблема для меня чрезвычайно интересная, — признался Николай Иванович Жегин. — Но куда мы движемся? Я реалист-пессимист. Вся культура сегодня проседает, она становится усредненной.

Почему не рождаются великие спектакли и великие фильмы? Потому что они никому не нужны, они не востребованы.

  Телевидение ведет целые научные исследования, которые изучают, что же хочет массовый зритель. А он ждет сериалов, девочек на один стандарт… Вот это мы и получаем. Кинематограф без сцен жестокости и сексуальной окраски почти не обходится, и это находит отражение в театре.

Я отдаю все слова восхищения таланту Марчелли — ну, просто поэт театра! Он возьмет телефонную книгу и из нее сделает прекрасный спектакль. Но Варвара в „Дачниках“, которая олицетворяет у Горького женский идеал, она ведь очень духовно наполнена. Она ненавидит пошлость, чувствует ее на расстоянии… А у Марчелли она дает себя щупать, опрокидывать… И там целый ряд подобных сцен. Это фарс на сцене кабака. Но смысл-то всего в чём?»

На итоговой конференции председатель жюри сказал: «Фестиваль замечательный потому, что он — мониторинг сегодняшнего состояния общества. На многое он открыл нам глаза. Но прежде всего на огромное писательское мастерство драматурга Горького, чем сегодня никак не может овладеть наша новая драматургия. Мы ждем, ждем появления новых пьес. Не получается».

Бесспорно, огромного таланта драматург Горький задает много сложных вопросов. Театры как ставили его пьесы, так и будут ставить. Ставят тогда, когда есть режиссеры, способные понять и проникнуть в космос писателя, когда есть актеры, которые могут осилить великолепные, но такие непростые роли. А поэтому: да здравствует фестиваль имени Максима Горького, возрожденный на подмостках Нижегородского академического театра драмы!

Решение жюри:

Наградить победителей Почетными дипломами фестиваля:

Евгения Парамонова и Наталью Филиппову за вдохновенное исполнение ролей Константина Мастакова и Елены в спектакле «Чудаки» Московского академического театра им. Вл. Маяковского;

Ивана Янюка и Анну Домникову за создание колоритного образа Гриши Редозубова и за изящное, убедительное исполнение роли Надежды Монаховой в спектакле «Варвары» Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина;

Людмилу Оршанскую за проникновенную, необычную трактовку роли Вассы Железновой в спектакле «Васса Железнова» Севастопольского театра для детей и молодежи;

Евгения Марчелли, режиссера спектакля «Дачники» Омского государственного академического театра драмы за яркое сценическое воплощение пьесы; Юрия Ицкова за неожиданное решение роли Чепурного в спектакле «Дети солнца» Санкт-Петербургского драматического Театра на Васильевском;

Веронику Блохину за оригинальное исполнение роли Елены Кривцовой в спектакле «Мещане» Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького.


Две главные премии фестиваля

Премию имени народного артиста России Н. А. Левкоева за большую актерскую удачу в исполнении роли Сатина в спектакле «На дне» ОКТ/Вильнюсского городского театра присудить артисту Дайнюсу Гавенонису.

Премию имени народного артиста СССР Е. А. Евстигнеева «Талант» за блистательный актерский дуэт в спектакле «Мещане» Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького присудить исполнителям ролей Василия Бессеменова и Акулины Бессеменовой заслуженным артистам России Сергею Блохину и Тамаре Кирилловой.

Теги: Театр, Культура

1737

Комментирование данного материала запрещено администрацией.