Несинхронное плавание

06:00 — 31.10.2013

Несинхронное плавание

Автор фото: Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Несинхронное плавание

06:00 — 31.10.2013

Этой осенью отмечается непривычная активизация интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве. Процессы, идущие в разных направлениях, ускорились практически синхронно и стали набирать обороты. У одних своих соседей Россия вдруг стала вызывать усиленное влечение, у других отторжение. Оба эти процесса с максимальной наглядностью проявились на прошедшем неделю назад саммите СНГ в Минске.

Зона повышенного внимания

Заодно с саммитом СНГ в Минске проходили саммиты Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), то есть практически всех структур разной степени интеграционности, созданных Россией на пространстве бывшего СССР. У этих объединений разные и цели, и участь, и то, что они все вместе в этот раз оказались в Минске, лишь подчеркивало разницу их положений.

СНГ создавалось в качестве организации, способствующей мирному разводу и расставанию бывших советских республик. В общем и целом, можно сказать, эта организация свою роль выполнила. Серьезных военных конфликтов между республиками бывшего СССР, в отличие от бывшей Югославии, не было; почти везде удалось предотвратить и неизбежные межнациональные столкновения. Совсем без них обойтись не получилось, но до масштабной кровавой резни по типу балканской или османской дело все-таки не довели. СНГ сделал свое дело. Распад СССР, учитывая масштаб империи и напряженность ситуации, прошел почти бескровно.

У ЕврАзЭС, а тем паче у ТС, роль совсем другая. Это именно интеграционные, а не дезинтеграционные организации, и создавались они для добровольного объединения на новой, экономической, базе некоторых республик бывшего СССР. Наиболее высокую степень интеграции и взаимодействия национальных органов власти, с потенциальной передачей полномочий на наднациональный уровень, предполагает Таможенный союз. И именно вокруг него возникала в Минске зона повышенного внимания и интереса — как со стороны действующих и потенциальных участников, так и со стороны заинтересованных наблюдателей.

Последняя точка

Особое внимание привлекал президент Украины Виктор Янукович, приехавший на саммит СНГ. Изначально анонсировалась его встреча с президентом Путиным, но уже в ходе саммита стало известно, что встреча не состоится. В ней не было никакого смысла. Не было смысла даже в приезде Януковича на саммит.

СНГ свою роль выполнило; республики СССР разошлись в стороны независимыми государствами. В скором времени саммиты СНГ перестанут проводить за ненадобностью. С другой стороны, саммиты ТС или ОДКБ будут иметь значение лишь для тех стран, что решили связать свою политику и судьбу именно с Россией. В военном ли плане, как в случае с Таджикистаном. Или в экономическом, как в случае с Киргизией. Или сразу в обоих, как в случае с Арменией, подавшей заявку на вступление в ТС и готовой стать членом организации в течение ближайших нескольких месяцев.

Украина не является участником ни одной из интеграционных организаций, выстраиваемых Москвой на постсоветском пространстве. Более того, Украина готовится к подписанию договора об ассоциированном членстве с ЕС, а это определяет ее нынешний выбор в пользу интеграции с Европой, а не с Россией. Решение уже принято, изменить его невозможно, и непонятно, какой тогда смысл во встречах Путина с Януковичем. Если последний надеялся убедить Путина сохранить льготный режим в рамках зоны свободной торговли с ТС, то это была бесполезная затея, и отмена личной встречи это вполне продемонстрировала. Теперь Украине придется жить и работать в рамках свободной конкуренции со странами ЕС, а не ТС, и это обстоятельство, как видно, начинает вызывать у украинских политиков все большую озабоченность. Только теперь до них, кажется, начинает доходить, чего они лишаются, сделав свой нынешний выбор. Саммит в Минске стал последней точкой.

Игра с перспективами

Однако на минском саммите стало известно и о другом, отличном от украинского, выборе. В Таможенный союз готовится вступить Армения. Причем, в отличие от Киргизии, которая тоже давно просится в ТС, Ереван провел все необходимые подготовительные работы по приведению своего законодательства в соответствие с условиями членства. Уже в следующем году, по всей видимости, Армения станет четвертым членом самого тесного интеграционного союза на постсоветском пространстве.

Таможенный союз набирает обороты и повышает привлекательность, о чем свидетельствует хотя бы намерение Индии подписать договор о зоне свободной торговли с ТС или стремление Турции вступить непосредственно в союз. Первую новость на минском саммите сообщил Путин, вторую — Назарбаев. И если планы Дели выглядят хоть и неожиданно, но довольно логично и разумно, то известия из Анкары стали настоящей сенсацией.

Понятно, что Турция в ТС не вступит. Ни в ближайшем будущем, ни в сколь-либо обозримом. Тому есть множество препятствий, и первое из них — участники ТС не должны быть членами никаких других конкурирующих организаций. Например, НАТО, членом которого Турция является. Или ЕС, членом которого Турция, как и Украина, очень хочет стать. Так что нынешняя идея о вступлении в ТС не более чем попытка блефа, лежащая в той же плоскости, что и неоднократные просьбы Турции о принятии в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

Все-таки совсем уж пустым и безосновательным этот блеф не выглядит, и кое-что он, по крайней мере, демонстрирует вполне однозначно — возросшее влияние и популярность Таможенного союза. Возросшее настолько, что о перспективах вступления в ТС заговорили даже некоторые грузинские политики, что было просто невозможно себе представить еще совсем недавно. Но время идет, настроения меняются. Таможенный союз начинает рассматриваться как игра с большими и долгосрочными перспективами. ЕС, в конце концов, тоже когда-то начинался с таможенных соглашений.

Прямая речь

Только что у нас в гостях был наш большой друг — премьер-министр Индии. Он просил меня поставить на нашей сегодняшней встрече вопрос о том, что Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом.

Президент России Владимир ПУТИН.

Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте примем и Турцию.

Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Армения говорит: мы готовы практически полностью ратифицировать все соглашения, которые проанализировали, мы эту работу проводим с первого дня, как только Таможенный союз принимал эти соглашения.

Вице-премьер России Игорь ШУВАЛОВ.

Будущему президенту Грузии придется искать новую площадку для диалога. И здесь, на мой взгляд, можно использовать потенциал Таможенного союза. Вступление Грузии в эту организацию дало бы ей возможность урегулировать многие важные политические и экономические вопросы.

Президент Ассамблеи народов Грузии

Гоча ДЗАСОХОВ.



По страницам СМИ

«О желании присоединиться к таможенному объединению уже говорили в Киргизии и Армении. Нурсултан Назарбаев сообщил о желании Турции развивать отношения с ТС. А Владимир Путин сообщил о намерении Индии выстроить свободную торговлю с членами Таможенного союза».

«Известия».

«Александр Лукашенко пригласил Грузию обратно в состав СНГ. Ему вторил и Виктор Янукович, который, однако, сам собирается в ближайшее время сближаться с Западом. Тбилиси отверг призыв двух президентов, однако эксперты не исключают, что в будущем стороны найдут компромисс и южная республика вернется в Содружество».

«Взгляд».

Экспертное мнение

— Таможенный союз создавался как консолидация бывшего советского пространства. У Турции хороший рост ВВП, но Казахстан и тем более Белоруссия и Армения — это страны славянского братства, а Турция очень далека от этого. Это другая цивилизация, это другие люди. Плюс конечная цель ТС — это единая валюта, а с Турцией непонятно, как это возможно.

Директор аналитического департамента

«Альпари» Александр Разуваев.

Теги: Политика, СНГ

1850

Комментирование данного материала запрещено администрацией.