Кадры модернизации

06:00 — 31.10.2013

Кадры модернизации

06:00 — 31.10.2013


Вопрос подготовки квалифицированных кадров для новой экономики страны признается всеми одним из самых приоритетных: модернизация тянет за собой технологии, которыми нужно уметь пользоваться. А тут еще и ВТО, требующее гораздо более мощного обновления производств и выхода на новый уровень качества продукции. Как следствие в идеале предприятиям было бы неплохо иметь рабочих… с высшим образованием.

Бизнес тормозит обновление

Еще в сентябре в рамках Международного бизнес-саммита, прошедшего в Нижнем Новгороде, полтора десятка экспертов в течение трех часов ломали головы над тем, как в срочном порядке ликвидировать этот разрыв. Предложений у всех много, вопрос в том, как их систематизировать, объединить и создать из них единую, работающую лучше, чем часы, систему воспитания «технологичных» кадров.

— В каждой отрасли эта тема звучит особо. Крайне остро — в станкостроении и тяжелом машиностроении, — рассказывает Людмила Бокова, член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. — Инструментов для улучшения ситуации не очень много. Правда, и они не особенно широко используются. Кроме того, анализ показывает, что недостаточная согласованность действий между бизнесом и образованием резко замедляет процесс обновления кадров, что совершенно не соответствует требованиям современного рынка, — обозначила проблему эксперт.

Директор Чебоксарского электромеханического техникума Алексей Судленков считает, что для решение этой проблемы в первую очередь нужна инициатива со стороны бизнеса.

— Надо, чтобы бизнес в нас поверил и вкладывал деньги в образование сотрудников, которые потом будут у них работать, — констатирует он.

Правда, тут опять же возникает разрыв, причины которого кроются в не очень оптимистичном бизнес-климате страны: бизнес, конечно, понимает, что в выращивание будущих работников надо бы делать долгосрочные инвестиции, но ресурсов на все не хватает. Да и вообще, как-то не привыкли у нас вкладывать деньги на несколько лет вперед, да еще и в нематериальную сферу. Потому основную ношу по решению этой проблемы старается взять на себя государство.

Надежда на ГЧП

Как это делать собираются власти, рассказала директор департамента Минобрнауки России по государственной политике в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталия Золотарева. По ее мнению, основным «месседжем» нашего образования постепенно становится необходимость обеспечить потребности экономики квалифицированными кадрами как основы устойчивого развития и выживаемости в ВТО. Ведущую роль в этом процессе будут занимать механизмы государственно-частного партнерства, которые в других сферах уже зарекомендовали себя как достаточно эффективные формы взаимодействия власти и бизнеса. Тем более что возможности консолидации бизнеса, государства и образования уже заложены в Законе «Об образовании».

Исходя из этого чиновники предлагают изменить основы учебного процесса, сделав акценты на развитии практических навыков. Готовить человека труда будут посредством «погружения» в профессию, поэтому студенты должны половину времени проводить на предприятии или на учебно-практических площадках.

— Технологии развиваются, и сейчас острая потребность в специалистах, которые не просто могут работать руками, но работать на станках с применением высоких технологий. Для этого человек должен быть подкован как практически, так и теоретически. А лучше всего — иметь высшее образование, — заключила эксперт.

1647

Комментирование данного материала запрещено администрацией.