ГЧП-мосты для инфраструктуры

06:00 — 29.10.2013

ГЧП-мосты  для инфраструктуры

Автор фото: Юрий Правдин

ГЧП-мосты для инфраструктуры

06:00 — 29.10.2013

Сегодня ГЧП-проекты пока еще практически не освоенный, но очень емкий ресурс для роста экономики. Попробуем внимательнее взглянуть на данную модель взаимодействия частного капитала и государства. Тем более, что в Нижнем Новгороде состоялся межрегиональный семинар по вопросам развития механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и совершенствования действующей в данной сфере нормативной правовой базы.

Слишком ручные проекты

По идее в складывающихся условиях дефицита бюджетных средств и одновременного износа инфраструктуры по всей стране бизнес может вложить свои деньги как бы «на сохранение» в длительные госпроекты. Но, как обычно, все не так просто.

Если не брать во внимание эмоциональную составляющую (бизнес говорит, что он не против, но власти никак не наведут законодательные мосты, а в ответ слышит о малой инициативности предпринимательских структур), то в сухом остатке останутся проблемы, свойственные всей экономике нашей страны.

Во-первых, до сих пор не создано работающего законодательного механизма, регулирующего отношения сторон на федеральном уровне. Не исправляет ситуацию и то, что во многих регионах есть свои законы по регулированию ГЧП. Как признают эксперты, зачастую они носят декларативный характер, и на практике каждый отдельный проект работает по своим правилам и реализуется в режиме «ручного управления».

Естественно, подобная нечеткость условий не добавляет стабильности и без того мало предсказуемым в нашей стране долгосрочным проектам, увеличивая риски. Кроме того, узость законодательных возможностей ограничивает и формы взаимодействия: по оценкам аналитиков, из 7 повсеместно признанных схем ГЧП в российских условиях могут действовать только 3.

Проценты не по зубам

Во-вторых, бизнесмены не готовы ждать прибыли десятилетиями, да и недостает им «длинных денег». Выложить огромную сумму может позволить себе только пара очень крупных российских банков. Но они готовы давать кредиты под слишком высокие, по меркам Европы, проценты, постоянно ссылаясь на плохую прогнозируемость финансово-экономической и политической обстановки. В итоге инфраструктурные проекты, требующие значительных финансовых вложений, оказываются деловым людям просто не по зубам.

В-третьих, любое взаимодействие власти и бизнеса в нашей стране вызывает порой нездоровое подозрение в коррупции. Которое еще больше усиливается оттого, что проекты находятся в режиме ручного управления, а не реализуются по общей и понятной для всех схеме.

Но, вопреки всему, к началу 2013 году с помощью механизмов ГЧП в России реализовано около 300 проектов. Естественно, это маловато в масштабах страны и вряд ли приносит бюджету ощутимый экономический эффект.

Бизнес рвется на дороги

Во всем мире инфраструктурные проекты считаются самыми сбалансированными по шкале «риск — доходность». Поэтому бизнес рвется складывать свои деньги в государственные задачи. Самые лакомые кусочки можно получить в сфере дорожного строительства. Именно этот сектор и занимает первое место по взаимодействию бизнеса и государства. Здесь все понятно: государству нужны хорошие скоростные дороги (которые, кстати, положительно влияют на развитие бизнеса в целом, а значит, и на налоговые поступления в бюджет), а предпринимателей интересует прибыль с этих самых трасс. В итоге остаются довольны все.

На втором месте (правда, со значительным отставанием) — ЖКХ.

Как известно, у нас государство до сих пор в одиночку бьется с этими гидрами: автомобильным и дорожным хозяйством. Но мировой опыт подтверждает, что успешно и масштабно их решить можно лишь при помощи бизнеса.

Но не только такими гигантским проектами славится ГЧП. Есть множество примеров, когда бизнес вкладывается в социальную сферу, например здравоохранение. Конечно, масштабы совсем другие, но смысл тот же: государство получает значимую для населения услугу, а бизнес — прибыль. Например, в Венгрии, которая даже экспертов порой поражает своей ГЧП-смекалкой, есть кладбища, работающие по схемам взаимовыгодного взаимодействия бизнеса и власти.

Поделиться со страной

В Нижегородской области преимущества ГЧП знают и стараются, несмотря на все хронические для российской бизнес-атмосферы трудности, привлекать предпринимателей к решению задач регионального масштаба.
 Законодательная база была создана еще в 2010 году, разработана общая схема реализации таких проектов (основную роль здесь играет инвестсовет).

«ГЧП-макаром» у нас строятся знаменитые ФОКи. С помощью бизнеса планируется осилить мост в Подновье и третью очередь Южного обхода Нижнего Новгорода.

Поэтому на общероссийском уровне мы выглядим очень даже неплохо и нам есть чем поделиться со страной. Собственно, поэтому в рейтинге регионов, реализующих проекты по механизмам ГЧП, Нижегородская область заняла 7-е место, расположившись между Белгородской (6-е место) и Вологодской (8-е место) областями.

Галина ИЗОТОВА, инвестиционный омбудсмен в ПФО:

— На сегодняшней день работа по развитию ГЧП в регионах приносит определенные плоды.
Создан институт инвестиционного уполномоченного, который на регулярной основе работает с обращениями предпринимателей. Организовано взаимодействие с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по внедрению в регионах округа Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Практически завершен конкурс по отбору особо значимых инвестиционных проектов Приволжского федерального округа, реализуемых, в том числе, на принципах ГЧП, которым мы планируем оказывать необходимое содействие.
К сожалению, пока деловой климат в стране требует всестороннего улучшения. В первую очередь это касается совершенствования законодательной базы, в том числе и в сфере ГЧП. Хочется надеяться, что доработка федерального закона о ГЧП будет носить деловой характер и к обсуждению активно подключится и бизнес, и экспертное сообщество.

Теги: Власть, Бизнес, ГЧП

2068

Комментирование данного материала запрещено администрацией.