Не вянет травка красная…

07:00 — 24.10.2013

Ирина Мухина

Братина и поставок с росписью Ольги Лушиной.

Братина и поставок с росписью Ольги Лушиной.

Не вянет травка красная…

07:00 — 24.10.2013

Ирина Мухина

Об Ольге Павловне Лушиной говорят «травница» вовсе не потому, что умеет она целебные растения собирать. Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии имени Ильи Репина сама мураву «растит» на боках деревянных чаш. Неувядаемую.

Легендарному мастеру хохломской росписи 85 лет. И это событие Музей истории художественных промыслов Нижегородской области отметил только что открывшейся выставкой.

…Четырнадцатилетней девчушкой в тяжелом 1942 году переступила она порог художественного цеха знаменитой ковернинской артели. Правда, в лихолетье выпускали там лыжи да ящики для патронов. Но старые мастера, вроде Федора Андреевича Бедина, и в ту пору заботились о смене. Растили продолжателей местных традиций хохломской росписи в основном из девчонок, поскольку парням пришлось за оружие взяться. Так в 1940–50 годы заявила о себе новая поросль художниц. Ну, а Оле, внучке знаменитого «травника» Архипа Серова, сам Бог велел занять особое место в этой плеяде.

Фабрика, преобразованная из артели в 60-е годы, вскоре обзавелась экспериментальной лабораторией во главе с Ольгой Лушиной. Лучшие мастера, разрабатывая новый ассортимент, придерживались той старинной манеры письма, о которой говорится — «исконная крестьянская». Именно на традиционные приемы травных композиций прозорливо делала ставку Ольга Павловна, будучи главным художником предприятия. Некоторые считают даже, что она апостольский подвиг совершила, не дав «увянуть» этой дедовской красной травке. В собственном творчестве ее по-новому талантливо использовала и закрепила как отличительный художественный метод всей сёминской хохломы. Ее своеобразие и поэтика теперь навсегда связаны с искусством травной росписи.

А «Лушинская травка» по-особому стелется на поверхностях чаш, братин, поставцов. Словно в стихотворном ритме кисть знаменитой мастерицы вытягивает да завивает киноварные былинки, сочные листья, черные веточки, ставит точками рифм бусинки семян и ягодок.

Выставка не зря названа «Творческая семья». Ольга Павловна как истинная преемница дедовского наследия обогатила родовое гнездо хохломы. Потому в экспозиции оно представлено еще и творениями коллег юбиляра, прославленных во всем мире, тех, кто составил золотой фонд «Хохломского художника». Кстати, переданные с этого предприятия в фонды ковернинского музейно-выставочного центра «Отчина» авторские произведения как раз и вошли в нынешнюю музейную экспозицию. Какие бы сложные времена ни переживал сам промысел, а сёминская травка уже точно будет пламенеть в веках.

1481

Комментирование данного материала запрещено администрацией.