Ключевая позиция

07:00 — 24.10.2013

Ирина Мухина

Ключевая позиция

07:00 — 24.10.2013

Ирина Мухина


Федору Бондарчуку можно посочувствовать. Его «Сталинград» — отчаянный штурм высот, которые в мировом кинематографе давно уже принадлежат прежним советским шедеврам, вдохновленным грандиозным подвигом Великой Отечественной.

Новобранец суровой темы, вооружившись новейшим экранным арсеналом, пытается выиграть собственный бой за место в когорте великих певцов народной трагедии — рядом со своим знаменитым отцом. Азарт подогрело, наверное, и беспамятство правнуков героев, ныне слабо представляющих, что же было в 1942 году.

А была самая кровавая в хрониках человеческой цивилизации битва, повлиявшая на всю историю. Но эпос современный режиссер снимать не стал. Нет у нынешнего отечественного кинематографа на то духовных сил, что продемонстрировал недавний опыт Никиты Михалкова. Лента «Сталинград» при наличии впечатляющих, благодаря формату 3D, эпизодов битв — это пафос не победы армий, а торжества человеческого в человеке. Потому сюжет сосредоточен на главных героях, судьбой которых дирижирует война, а сердцем правит любовь. Любовь, ожесточенная гибелью близких до ненависти. Любовь, расцветающая у врат смерти. Любовь, побуждающая открыть в обитателе завоеванной территории не «отбросы», а дорогое существо.

По последней формуле разворачивается экранная история капитана Кана. Покоренный внешностью «не арийки», гитлеровец обнаруживает в себе способность сердечного чувства вопреки установке на беспощадность к врагам рейха, вопреки собственному представлению о дикости варварского народа. Панцирь гордой прусской доблести вдруг дал такую трещину, что теперь не выжить…

Обречен и его противник — капитан Громов. Правда, по иной причине. Остаткам его отряда разведчиков приказано удержать дом, в котором бойцы остались после заглохшей атаки нашей армии. Здание на ключевой позиции, не дающей фашистам активно обстреливать переправу через Волгу. И цена ее удержания — жизнь. Но во мраке обреченности дарован лучик света — юная Катя, единственная мирная обитательница осажденного здания. Его защитники, огрубевшие в мясорубке войны, научившиеся мастерски и бестрепетно убивать, обретают еще одну мотивацию предстоящего самопожертвования. Ведут их теперь не только воинский долг, святость мести, а и забота о жизни. Той, что сосредоточилась в милой глазастой девчушке.

Два капитана — русский Громов и немецкий Кан — сойдутся в последней схватке в развалинах дома, чтобы вместе погибнуть. Финал антиподов одинаков, жаль обоих, но моральная сила на стороне нашего парня.

Фильм отдает приоритет не документальной исторической правдивости, а правде некоего высшего жизнеустройства. Получился он трогательным, человечным, антивоенным по духу. Вряд ли стоит говорить о художественных откровениях, глубоком проникновении в тему, о выдающейся образности киноязыка. Произведение Федора Бондарчука не достигло лучших образцов, используя приемы скорее крепкого ремесла. Но хорошо рассказанная экранная история, выразительная игра артистов, гуманистический заряд, по-моему, позволяют «Сталинграду» занять одну из ключевых позиций, отвоевывая рубежи на подступах к прежней славе отечественного кино о войне.

1299

Комментирование данного материала запрещено администрацией.