Не ради престижа

07:00 — 24.10.2013

Не ради престижа

Автор фото: Наталья Ермакова

Не ради престижа

07:00 — 24.10.2013

В действующем законе «Об образовании» ничего не говорится о лицеях и гимназиях. В народе даже стали поговаривать, что эти учебные учреждения могут потерять свой статус. Однако в профильном министерстве Нижегородской области успокаивают: ничего подобного не произойдет. Единственное, что может случиться, – изменятся названия. Впрочем, наименования «лицей» или «гимназия» в них по-прежнему будут фигурировать.

Битва за умы

– Сохранение лицейского образования – задача национальная, – считает директор лицея № 165 Нижнего Новгорода Наталья Созинова. – Если мы говорим о современном инновационном процессе в промышленности, производстве, о нанотехнологиях, то возникает вопрос: кто все это будет делать? Мы должны растить будущих ученых с 1-го класса в особых условиях. Это всегда хорошо понималось в России, причем не только в дореволюционной. В 70-х годах прошлого века в Советском Союзе создали систему элитарного физико-математического образования. Всем известно: битву за космос русские выиграли, сидя за партой. Система лицейского и гимназического обучения имеет огромные исторические корни, и ее нельзя разрушить. Однако в обществе есть недопонимание, и отражением этого является в том числе недоработка некоторых моментов на федеральном уровне. Наша задача не нагнетать отрицательное отношение к школе вообще и к лицеям в частности, а объяснить, что часть креативно мыслящих детей нужно брать под особое крыло, – это стратегическая задача. Нужны люди, которые завтра станут развивать технологии, промышленность, создавать рабочие места, иначе у нашей страны нет будущего.

Труд великий

В министерстве образования Нижегородской области в свою очередь отмечают: лицеи и гимназии будут поддерживаться и впредь. Хотя о вариативности образования забывать нельзя. Впрочем, в регионе успешно работают самые разные школы. Однако родители частенько не думают об этом, мечтая пристроить свое чадо непременно в престижное учебное заведение. Способствует этому теперь и система зачисления в первый класс. Напомним, по новым правилам преимущественным правом поступления обладают дети с микроучастка. А это значит, что в математический лицей в первую очередь примут ребенка, проживающего в доме, на закрепленной территории, независимо от способностей. Льготниками считаются еще и братья и сестры тех, кто уже обучается в заведении повышенного статуса.

– Не каждый ребенок физически и психологически готов к обучению в гимназии или лицее, – говорит начальник отдела дошкольного и общего образования регионального министерства образования Виктор Шмелев. – Зачастую родители, решая отдать сына (дочь) в престижное учебное заведение, руководствуются своими амбициями, учитывая в последнюю очередь желание и возможности ребенка. Что касается правил зачисления, то, с одной стороны, мы обязаны следовать закону и делаем это. Однако позиция министерства заключается в том, что в подобные учреждения должен быть отбор. Мы не раз пытались привлечь внимание к этой проблеме на федеральном уровне.

Пока же в лицеях и гимназиях вынуждены образовывать дополнительные классы, чтобы принять желающих.

– В этом году мы сформировали 2 класса из льготников, – отметила Наталья Созинова. – Честно скажу, если бы как прежде отбор велся на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии, то некоторых бы не взяли. В жесткие условия лицейского образования погружать некоторых детей просто нельзя. Учиться здесь – труд великий.

Упрощать программу для тех первоклашек, которым придется особенно трудно, конечно, никто не будет. Однако учителя заверяют, что им окажут особое внимание, чтобы в конечном итоге каждый из них почувствовал себя успешным.

Сомневаться не приходится

Тем же, кто уже обучается в учебных заведениях повышенного статуса, успех давно пришелся по вкусу. Нижегородские лицеисты блистают на олимпиадах, причем не только городского и областного уровня, но и всероссийского.

Интересно, что в списке из 19 ребят, которые на региональном этапе олимпиад стали призерами и победителями по трем предметам и больше, в основном – учащиеся лицеев. Да и многие 100-балльники по ЕГЭ – лицеисты. Кстати, результаты единого госэкзамена в этом году были проверены работниками прокуратуры. Оказалось, каждый из тех, кто получил такой высокий балл, в старших классах обучался на «отлично» или почти на «отлично». Так что в интеллекте и успешности наших ребят сомневаться не приходится.


За и против

А где учится ваш ребенок? Вы предпочли отдать своего малыша в лицей, гимназию или обычную школу? С такими вопросами мы обратились к нижегородцам.

Мария, 35 лет:

– Я никогда не стремилась к тому, чтобы мой ребенок непременно учился в лицее или гимназии. Главное, чтобы школа располагалась около дома и учителя были сильными. От педагога очень многое зависит. Школа может быть обычная, но если повезло с учителем, который увлечен предметом и пытается донести знания до каждого школьника, успех целеустремленным ученикам обеспечен.

Виктор, 40 лет:

– Мы отдали дочь в гимназию. Приходится во­зить – 12 остановок на общественном транспорте. Немного тяжело, но привыкли. Считаем: «Лучше дальше, да лучше». Результатами довольны: нагрузки большие, но знания глубокие.

Елена, 32 года:

– У нас рядом с домом приличная школа. Все устраивает: хорошие учителя, внимательное отношение к детям, разумные нагрузки, есть кружки и секции. Всем довольны и менять ничего не собираемся.

Андрей, 37 лет:

– Наш сын учится в лицее. Детям дают хорошее образование, хотя огромный акцент делается на самостоятельную работу дома. Те родители, которые отдают детей в гимназии и лицеи, должны понимать, что придется проверять уроки, помогать, разъяснять, в общем, всячески поддерживать. Так что лицей (гимназия) – это не только труд детей и педагогов, но и родителей.

Марина, 29 лет:

– Сын 2 года проучился в лицее. Дело не пошло. В итоге в середине года в третьем классе забрали документы и перешли в обычную школу.

Вероника, 42 года:

– Мы поступали в лицей, когда еще отбирали детей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии. Поступили, но пошли все же в обычную школу. Мне стало жаль своего ребенка, несмотря на то, что он у меня способный. Все же нагрузки в гимназиях и лицеях большие и нужно хорошо подумать, оценить все «за» и «против», прежде чем сделать выбор.



Источник: Инфографика Станислава Редошкина

1374

Комментирование данного материала запрещено администрацией.