Поднебесная экспансия

07:00 — 22.10.2013

Поднебесная экспансия

Автор фото: Юрий Правдин

Поднебесная экспансия

07:00 — 22.10.2013

Китай вышел уже на четвертое место среди всех 130 деловых партнеров Нижегородского региона. По итогам первого полугодия торговый оборот составил почти 237 миллионов долларов. Одна незадача: экспорт нижегородских товаров хоть и подрос за шесть месяцев, но составляет всего 11 миллионов от вышеозначенной суммы. Все остальное – это импорт, и его объемы увеличиваются просто аршинными темпами (+28 процентов за полгода). Причем представители Поднебесной вовсе не намерены их снижать – скорее наоборот. В чем убедил и еще один визит в наш регион: на сей раз на нижегородскую землю прибыли представители административных и деловых кругов провинции Аньхой. За разговорами о совместных проектах четко прослеживалась основная мысль: а не хотят ли нижегородцы вложить собственные деньги в китайскую экономику?

Абсолютный рекорд

Российско-китайским отношениям уже более 400 лет, да и в постсоветской истории нашей страны Поднебесная является одним из главных ее стратегических партнеров. Отношения между двумя странами развиваются весьма динамично. В прошлом году товарооборот между Россией и Китаем достиг 88 миллиардов долларов – абсолютный рекорд за всю историю сотрудничества. И есть все шансы, что к 2015 году эта цифра вырастет до 100 миллиардов «зеленых».

Что же касается непосредственно связей Нижегородской области с китайскими провинциями, то и они за последние два десятилетия скреплены тесными узами. В активную фазу эти взаимоотношения вступили 10 лет назад – в 2003-м. А вот с провинцией Аньхой Нижегородская область познакомилась поближе лишь в мае этого года.

В поисках нужных точек

Как выяснилось, у двух регионов очень много общего: оба они являются центрами автомобилестроения в своих странах, и там, и у нас очень хорошо развиты металлобработка, энергетическая отрасль, сельское хозяйство. Китайские бизнесмены, пришедшие на встречу в ТПП, сразу же дали понять: Нижний Новгород их интересует как площадка для реализации крупных инвестиционных проектов.

– Обоюдоострый интерес друг к другу у нас очень высок, – сказала директор департамента международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области Ирина Негребецкая, представляя гостям регион. – Отрадно, что мы движемся в правильном направлении. Что символично, визит делегации провинции Аньхой практически совпал по срокам с визитом премьер-министра России Дмитрия Медведева в эту же провинцию.

– Наша задача – найти точки соприкосновения, которые дали бы возможность открывать и развивать новые предприятия, – продолжил эту мысль министр инвестиционной политики Нижегородской области Юрий Грошев.

Приехали куда надо

Первый заместитель министра промышленности и инноваций Нижегородской области Игорь Сазонов рассказал китайским гостям, что представляет из себя промышленность региона. Когда они услышали, что более 30 процентов в ее доле занимает нефтепереработка, а на втором и третьем местах находятся, соответственно, машиностроение и металлообработка, китайцы одобрительно закивали головами: да, мол, мы приехали туда, куда надо. Впечатлила их и информация о том, что 69 процентов всех автобусов, выпускаемых в России, производятся в нашем регионе.

Однако в своем выступлении Игорь Сазонов подчеркнул, что в первую очередь видит кооперацию нижегородского с китайским не в сфере машиностроения, а в области электроники, светотехники, ибо предприятий этой отрасли у нас практически нет, а вот в Аньхое она развита достаточно мощно. Производство автокомпонентов и легкую промышленность Игорь Гаврилович в этом списке поставил, соответственно, на второе и третье места.

– Легкая промышленность в Нижегородской области тоже практически отсутствует, – сказал он, – и у нас есть потребность в текстиле как из натуральных, так и из химических волокон. А Китай, как известно, лидер по их производству.

Помимо этого, заместитель министра видит большие перспективы сотрудничества в сфере судостроения. Хотя на сегодняшний день большинство комплектующих – импортного производства, но и их не всегда хватает.

Приоритеты локализации

После слов приветствия и реверансов в сторону друг друга стороны обменялись презентациями, в которых подробно рассказывалось об экономическом, научном, культурном потенциале Нижегородской области и провинции Аньхой. А потом настал черед вопросов и ответов. Их было немало как с той, так и с другой стороны. Например, один из китайских промышленников, чей бизнес связан с автомобилестроением, спросил, какие варианты локализации производства нижегородское правительство могло бы предложить его компании.

– Есть два варианта, – ответил Юрий Грошев. – Первый: мы готовы предоставить земельный участок для строительства нового автомобильного завода, причем его можно будет даже выбрать из нескольких имеющихся. Второй: возможность размещения производства на уже действующих предприятиях. Но тут надо смотреть, поскольку конкуренция между автопроизводителями достаточно высока.

А в ответ на вопрос другого представителя китайского бизнеса о льготах для инвесторов министр инвестиционной политики заявил, что в регионе отдельным инвестиционным проектам присваивается статус приоритетного. В этом случае можно получить целый ряд льгот – по налогу на прибыль, на землю, на имущество.

– Всю более подробную информацию по запросу китайской стороны мы готовы предоставить, – резюмировал Юрий Грошев.

– В чем преимущество Нижегородской области перед Москвой? – не унимался все тот же представитель китайской делегации. – Почему у вас выгоднее размещать производство, а не в столице?

– Москва перегружена в плане логистики, – компетентно разъяснил ему министр, – Нижний же находится на пересечении транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг, есть прямой выход через реку как на северные, так и на южные моря, железнодорожный транспорт у нас очень развит. Так что с доставкой грузов проблем точно не будет.

Туз в рукаве

Под разговоры о возможной совместной работе был презентован ряд проектов, к реализации которых китайцы не прочь привлечь нижегородских партнеров. Среди них, к примеру, производство электротехнического оборудования для угольных шахт на площади 13 гектаров (инвестиции в проект – 550 миллионов юаней, сегодня за единицу китайской валюты дают чуть более 5 рублей), производство бромирования бутил-каучуков производительностью 50000 тонн в год (1,41 миллиарда юаней), строительство завода по производству автокомпонентов (двигателей и подшипников) на площади 26 гектаров (1,4 миллиарда юаней).


Мнения:

Люй Сяомэй, заведующая отделом по делам международных городов-побратимов департамента внешних связей провинции Аньхой:

– В провинции Аньхой – 16 городов. В Нижегородской области – еще больше. У каждого из них своя специ­фика, свои особенности, свой колорит: одни сильны в сельском хозяйстве, другие – в производственной сфере. Поэтому было бы неплохо, чтобы не только между Нижегородской областью и нашей провинцией были контакты, но и непосредственно между небольшими городами, которые в них входят.

Сюй Цзяншэн заместитель генерального директора по сотрудничеству со странами СНГ автомобильной компании CHERY:

– Наша компания выпускает более 170 тысяч автомобилей в год, из них примерно 20 тысяч в прошлом году было продано в России. Поэтому российский рынок имеет для нас весьма важное значение. А Нижний Новгород – очень привлекательная инвестиционная площадка. Меня впечатлило большое количество населения, проживающего на вашей территории. Это очень важный фактор при принятии решения о локализации производства.

1375

Комментирование данного материала запрещено администрацией.