Уходим под землю

07:00 — 17.10.2013

Уходим под землю

Автор фото: Фото предоставлено МП «НижегородНИИгражданпроект».

Уходим под землю

07:00 — 17.10.2013

Со временем Нижне-Волжская набережная и улица Рождественская в Нижнем Новгороде могут стать полностью пешеходными, а транспортный поток пойдет по подземным тоннелям.

Большая гостиная

Смелый проект реконструкции Нижне-Волжской набережной представил на минувшей неделе генеральный директор «НижегородгражданНИИпроекта» Евгений Усанов.

По его мнению, город похож на дом. А значит, в нем должна быть спальня (жилые микрорайоны), место для работы (офисы, предприятия), гостиная (где можно принимать гостей и проводить праздники). Вот последнего-то нам как раз и не хватает.

В институте посчитали, что гостиной Нижнего Новгорода вполне может стать Нижне-Волжская набережная и прилегающие улицы, в том числе Рождественская. Территория получается внушительная — 26 гектаров. Этого точно хватит для народных гуляний.

— Самая большая сложность в том, что нужно изолировать автомобильный транспорт, — рассказывает Евгений Усанов. — Именно поэтому предложено увести его в подземный тоннель, который начнется перед Чкаловской лестницей и продлится почти до Канавинского моста, откуда машины пойдут в нагорную и заречную части города.

Проект предусматривает огромную подземную стоянку под Рождественской в виде двух тоннелей и несколько выездов. Парковка вместит 1700 автомобилей. Под площадью Маркина может появиться большой трехъярусный торговый центр. А чтобы сама площадь стала более привлекательной, предложено воссоздать ее прежний вид.

Если посмотреть на старые фотографии, то она была разрезана диагональными дорожками, а в центре стоял металлический фонтан. Его когда-то купцы подарили городу.

По проекту эти дорожки восстановлены, в центре — фонтан, а сама площадь засажена мелким кустарником. Памятник матросам, судьба которого волнует многих нижегородцев, проектировщики предлагают установить с другой стороны здания Речного вокзала.

Заволжские дали

— Нижняя часть набережной делится на две части, — продолжает Евгений Усанов. — Первая более спокойная. Это — прогулочные дорожки, скверики, скамеечки, ее реконструкция сейчас идет полным ходом и уже близка к завершению. Вторая, центральная, расходится в обе стороны от Речного вокзала. Все нижние ярусы мы предлагаем выполнить на уровне набережной. Это позволит не перекрывать виды на исторические здания, сооружения, а с набережной сохранится вид на заволжские дали. На первых этажах нижних ярусов появятся сувенирные магазины, кафе, ресторанчики. Там же будет ходить общественный транспорт.

По Рождественской станет курсировать трамвай, а еще появятся два фуникулера. Один из них протянется от площади Благовещенской к бывшей гостинице «Нижегородская», а другой — от площади Народного единства — в кремль. Еще одно интересное, хоть и спорное предложение — пустить трамвай, расположенный на специальных опорах, по склону. Проектировщики заверяют, что он никак не будет перекрывать видимость, поскольку окажется расположен между домами. Попадать на остановки жители смогут, воспользовавшись лифтами или лестницами.

Еще по проекту на реке может появиться искусственный остров с большой эстрадной площадкой и амфитеатром. Предусмотрено и строительство 6 дополнительных причальных стенок.

Дело на миллиарды

Говорить о том, сколько же точно потребуется денег, чтобы воплотить такие грандиозные планы в жизнь, пока сложно. Но уже сейчас известно, что строительство типового тоннеля шириной 20 и высотой 6 метров (именно такой предусмотрен проектом) обходится в 1 млрд 800 млн рублей. Самой дорогостоящей окажется парковка. На ее возведение придется потратить 11–12 млрд рублей. На торговый центр потребуется 1 млрд 800 миллионов. Собственно, при наличии средств, проект вполне можно реализовать в жизнь в течение 5–6 лет.

Кстати, несмотря на смелые, а может быть, даже где-то фантастические решения, проект никак не нарушает исторический облик города. Все здания сохраняются, а современные сооружения находятся ниже уровня земли.
Нет у проекта и заказчика. Сотрудники научного подразделения института с интересом поработали над этой научно-исследовательской работой, подарив нам возможность поразмышлять: каким же быть городу будущего?

Мнения

Олег КОНДРАШОВ, глава администрации Нижнего Новгорода:

— Главная идеология проекта — создание привлекательной территории для горожан и туристов. Самая красивая часть нашего города отдается не потокам машин, а людям, которые смогут здесь гулять, встречаться, отдыхать, любоваться красивыми видами городского пейзажа практически в любое время года.

Виктор БЫКОВ, главный архитектор Нижнего Новгорода:

— Эта работа позволяет определить перспективы развития города. И в этом ее ценность. Сделан первый шаг к диалогу. Проект дает возможность увидеть пути развития города и оценить то, что мы делаем сегодня. Теперь нужно, чтобы нижегородцы высказали свое мнение, на основе которого впоследствии можно сделать заказ на проектирование развития этой территории.

Дмитрий КУЗИН, депутат городской Думы:

— Проектная работа хороша тем, что она будоражит мозги, заставляет думать, собирать факты и предложения о том, что мы хотим видеть в Нижнем Новгороде как городе будущего. Этот проект и его обсуждение позволят найти изюминки, которые вполне возможно реализовать, при этом они существенно улучшат наш город.

Вячеслав РАСТЕРЯЕВ, депутат городской Думы:

— Сейчас проект нам кажется фантастикой, а через 15–20 лет люди будут воспринимать такие предложения вполне буднично. Нам надо заниматься масштабным строительством! А если мы будем критически ко всему относиться, то никогда ничего не сделаем.

1526

Комментирование данного материала запрещено администрацией.