Театральные максимы от Максима

07:00 — 17.10.2013

Ирина Мухина

Театральные максимы от Максима

07:00 — 17.10.2013

Ирина Мухина


«Предчувствие беды», «Игры для мужчин и женщин», «Русская кадриль» — непривычные жанровые обозначения рядом с хрестоматийными названиями в афише VI Российского театрального фестиваля имени Максима Горького. Он стартовал 15 октября на сцене нашего старейшего театра.

Играть классика, играть с классиком

И устроители довольны, что предъявляются творческие попытки нестандартно, порой вызывающе спорно трактовать для современного зрителя драматургию вековой давности. Удаленность во времени вовсе не сделала устаревшей социальную и нравственную проблематику наследия нашего земляка.

Художественный руководитель фестиваля, новый главный режиссер Нижегородского академического театра драмы имени Максима Горького, Вадим Данцигер подчеркивает: афиша формировалась отнюдь не по принципу «абы кто, лишь бы с горьковским репертуаром». Проведен серьезный отбор. В результате — восемь коллективов-гостей и столько же названий.

Фестиваль открылся премьерным спектаклем «Чудаки» Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Столичные мастера ставили как комедию эту историю любви, в перипетии каковой сам автор всю жизнь отчаянно погружался. Вчера Вильнюсский Городской театр показал экспериментальную версию «На дне» Оскараса Коршуноваса, режиссера с мировым именем. Редкий случай, когда действие знаменитой драмы сжали почти до часа и зрителей рассадили на сцене.

Кстати, приглашение этого коллектива из Литвы оказалось и самым затратным проектом нынешнего фестиваля. Директор нашей академдрамы Борис Кайнов, возглавивший дирекцию фестиваля, рассказал, что часть реквизита для представления литовцев пришлось даже делать здесь.

Кроме отечественных и литовских театральных деятелей вносят лепту в праздник большой драматургии украинцы. Завтра Севастопольский театр для детей и молодежи выведет на нижегородские подмостки свою «Вассу Железнову».

Вечно новое старое

У нас идет яркий праздник современного театрального искусства, представленного очень достойными коллективами. Например, из северной столицы прибыли даже два. Спектакли «Дети солнца» и «На дне» покажут 21 и 22 октября Драматический Театр на Васильевском и Театр-студия «Небольшой драматический театр». Сегодня на фестивальной сцене — «Варвары» в прочтении красноярцев. Томская и омская труппы дадут представления «Старика» и «Дачников» соответственно 19 и 20 октября. Кстати, последний из названных спектаклей, детище известного постановщика Евгения Марчелли, 10 лет не уходит из афиши Омского академического театра драмы, удостаивался высоких наград европейских фестивалей.

Торжественно закроют смотр горьковской драматургии 23 октября хозяева недавней премьерой «Мещан». Поставивший эту, как он определил, «экзистенциальную драму» Вадим Данцигер убежден, что Горький дарит современному театру человеческие истории, отмеченные глубоким психологизмом.

— Соцреализм был навязан этому автору. И когда политика перестала «давить» на восприятие его произведений, Горький иначе раскрывается, — констатирует постановщик «Мещан».

Определить новое место этого наследия в духовной жизни позволят не только сами фестивальные спектакли, но и их обсуждение с участием членов жюри, в котором пять именитых театральных критиков Москвы. А еще запланированы мастер-классы знатоков и интерпретаторов горьковской драматургии. Это — новинка в практике нашего фестиваля. Специальный круглый стол с анализом увиденного пройдет в музее-квартире Алексея Максимовича Горького и соберет филологов, культурологов, аспирантов и студентов вузов.

Словом, фестиваль призван вылиться еще и в серьезную интеллектуальную работу по осмыслению не только явления искусства по имени Горький, а, пожалуй, векторов жизни нашей. Тех мучительных вопросов русского бытия, какие не давали покоя прославленному земляку, из которых формировались в горниле его страстей, борений и вдохновения максимы, главные постулаты и принципы великого Максима. Они работают и сегодня.

1310

Комментирование данного материала запрещено администрацией.