Маршрут: Россия

07:00 — 15.10.2013

Маршрут: Россия

Автор фото: Юрий Правдин

Маршрут: Россия

07:00 — 15.10.2013

Идея строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань от концепции переходит к более конкретному воплощению: вот-вот начнется разработка проекта, а потому уже сейчас, основываясь на предпроектных расчетах, можно предположить, как, когда и, главное, зачем пройдет она и через Нижний Новгород.

Линия увеличит зарплаты

Уже сейчас понятно, что линия, которая в будущем дотянется и до Екатеринбурга, — пожалуй, один из самых масштабных инфраструктурных проектов на постсоветском пространстве. Заговорили о нем еще 2009 году в связи с мундиалем. Но в отличие от футбольной и околофутбольной инфраструктуры (стадионов, гостиниц), магистраль не рискует стать обременением.

— Со всех сторон, с точки зрения развития и с точки зрения социального эффекта, это проект, который стоит реализовывать, — уверен губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. И в подтверждение своих слов привел пример Франции. Там с момента появления высокоскоростной железнодорожной магистрали в городе Лилль в 20 раз увеличился поток туристов, а в городе Ле Мань был построен техноград, в котором разместилось 74 фирмы и было создано 3000 новых рабочих мест.

Понятно, что Франция — не Россия и их модели, приложенные к нашим условиям, порой дают обратный эффект. Но не в этом случае. По данным Центра стратегических разработок, проводивших исследование на примере Москвы и области, увеличение скорости сообщения между городами на 20 процентов способно стимулировать увеличение зарплаты в регионе на 2,9 процента.

Поэтому, какими бы громоздкими ни выглядели суммы, которые планируется вложить в строительство, они, с точки зрения государства, в долгосрочной перспективе оказываются оправданными.

Кто заплатит за километраж

Сейчас стоимость одного километра новой магистрали приближается к полутора миллиардам рублей (по предварительным оценкам — 1,39 миллиарда; правда, изначально была заявлена цена в 900 миллионов). В итоге, если брать в расчет, что протяженность линии до Казани составит 770 километров, то несложно высчитать полную стоимость — чуть больше 1 триллиона рублей, включая затраты на приобретение подвижного состава.

Если говорить о структуре финансирования, то, по предварительным данным, две трети стоимости строительства оплатит государство. Оставшуюся разницу собираются покрыть за счет частных инвестиций.

По данным издания РБК daily, 300 миллиардов рублей железнодорожники рассчитывают получить в виде субсидий на этапе строительства, еще 150 — из фонда национального благосостояния, 139 миллиардов — за счет Пенсионного фонда, 100 миллиардов — от выпуска инфраструктурных облигаций, 81 миллиард — в виде бюджетных грантов. Сами РЖД вложат в проект 30,8 миллиарда, из которых 2,2 — в этом году, а их частные партнеры — 43,4 миллиарда (правда, только в 2018 году). Еще 223,9 миллиарда планируется привлечь в виде кредитов. РЖД при выполнении этих условий финансирования и сроков проектирования готовы завершить строительство первого скоростного участка уже к 2018 году.

Поезд в режиме маршрутки

Власти нижегородского региона восприняли скоростной проект очень и очень позитивно (что, кстати, не всегда бывает с федеральными инициативами. Достаточно вспомнить предложения по подъему Чебоксарского водохранилища). Если уж некогда «Сапсан» сделал настоящую революцию в транспортном взаимодействии Нижнего со столицей, что же говорить о высокоскоростной ветке.

Проект предусматривает две станции в Нижнем Новгороде: это «Нижний Новгород-Аэропорт» и «Нижний Новгород-Главный», а также остановку в Дзержинске. Соответственно, вокзальная инфраструктура в этих точках будет модернизирована (а в Стригино — создана). Таким образом, можно предположить, что около Нижнего Новгорода ветка будет раздваиваться: одна линия от станции аэропорта Стригино пойдет на Казань, а другая — прямиком на всем привычный Московский вокзал. Более того, в Нижнем планируется разместить центр управления высокоскоростной магистралью и депо.

Ориентировочно поезда будут долетать к нам из Москвы всего за 2 часа (сейчас «Сапсан» это делает почти за 4). Стоимость проезда пока определена на уровне 2800 рублей за поездку. Планируется, что составы будут отправляться практически в режиме маршрутного такси — чуть ли не каждые полчаса.

Уже сейчас, по словам главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова, земли, попадающие под строительство магистрали, будут зарезервированы и под иные нужды использоваться ни в коем случае не будут.

Владимир ЯКУНИН,

президент ОАО «РЖД»:

— В систему высокоскоростного сообщения будет интегрирована система скоростных маршрутов, которые соединят линию ВСМ и близрасположенные региональные центры. Освободившиеся мощности существующих железнодорожных линий будут задействованы для наращивания пригородного сообщения и объемов грузоперевозок.

Разделение пассажирского и грузового движения позволит сэкономить на развитии грузовых направлений более 460 миллиардов рублей. Сегодня существует проблема с пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры, и подобный подход позволит сократить «узкие места» на 2,4 тысячи километров. Это чрезвычайно важно для организации грузового движения на всей территории РФ.

1491

Комментирование данного материала запрещено администрацией.