Жуковский затон

07:00 — 10.10.2013

Жуковский затон

Автор фото: Фото из коллекции автора.

Жуковский затон

07:00 — 10.10.2013

Пароходное общество «По Волге», о котором мы рассказывали недавно, располагало первоклассной базой для зимовки и ремонта судов. Она находилась в 52 верстах от Нижнего Новгорода вниз по Волге, в Жуковском затоне.

Флот на зимовке

«Природа создала глубоководный, с удобным входом залив, — сообщает книга „Борское Заволжье“. — Он отгорожен от русла большим луговым массивом. Гривы его поросли могучими дубами, а песчаные косы — тальником». Этот залив оказался весьма удобным для зимнего отстоя судов. В архивных документах Жуковский затон впервые упомянут вскоре после освобождения крестьян. Там сообщается об аренде судовладельцем у крестьянского общества деревни Жуковской прибрежной полосы для зимовки флота.

К тому времени — 28 сентября 1869 года — в затоне имелось: пароходная пристань, один корпус заведения длиной 30 сажен для ремонта пароходов (1 сажень — около 2 м), два дома для служащих, два складских сарая. Принадлежало все это купцу 1-й гильдии Ивану Андреевичу Милютину. Он был зачинателем пароходства на Шексне, учредителем ряда судоходных предприятий, например Волжско-Тверского пароходства, создателем новых типов речных судов, а кроме того — крупнейшим благотворителем и городским головой Череповца.

Несколько лет Жуковский затон был владением Волго-Невского буксирного пароходства, учрежденного череповецким же купцом П. С. Савиным и братьями Иваном и Василием Милютиными. Затем перешел к пароходному обществу «Дружина». А в 1886 году его судьба круто меняется вместе со сменой хозяина, которым стало пароходное общество «По Волге». Старейшая судоходная компания переводит сюда мастерские и опытные кадры рабочих из обмелевшего Криушинского затона, служившего ей с момента учреждения в 1843 году и расположенного в 36 верстах ниже Симбирска.

Отныне здесь зимует до 15 пароходов компании, не считая буксиров и дебаркадеров, принадлежащих другим судовладельцам. К концу столетия в затоне имеются жилые дома для персонала, школа, баня, клуб. Пожар 1907 года, дотла уничтоживший многие постройки, сыграл и позитивную роль: были заново отстроены токарно-слесарная и кузнечно-литейная мастерские с электростанцией, материальный склад, котельная, контора, дом для управляющего. Чертежи построек утвердили в строительном отделении Нижегородского губернского правления, протокол подписали губернский инженер Кунцевич и архитектор Домбровский.

Золотой век

На рубеже XIX–XX веков волжское судоходство переживало период бурного расцвета. Наряду
с компаниями-конкурентами «Самолет» и «Кавказ и Меркурий» общество «По Волге» строило первоклассные пароходы, размещая заказы на Сормовской судоверфи. В 1896–1912 годы с ее стапелей сошли, среди прочих, «Император Николай II», «Императрица Александра», «Княжна», «Боярышня», «Гражданка», «Граф», «Баян», «Витязь», ставшие гордостью волгарей. Зимовали и чинились эти и другие пароходы в Жуковском затоне. Их возглавляли лучшие волжские капитаны: «Гражданку» — Николай Павлов, «Дворянку» — Михаил Вахтуров, «Царя» — Павлин Бовин, «Императрицу Александру» — Яков Гофштадт, «Баян» — Александр Бармин. Большинство их жило в селе Кадницы, расположенном на правом берегу Волги против затона. Заведующим Жуковским затоном в 1915 году состоял опытный речник Алексей Федорович Цием.

Начало XX века отмечено приходом в Жуковский затон переселенцев из близлежащих сел и деревень. Одним из первых здесь построил дом выходец из Красной Рамени Ипполит Иванович Смирнов. Его сын Александр Ипполитович Смирнов установил своеобразный рекорд продолжительности работы на местном судоремонтном заводе: поступив в мастерские подручным слесаря в 1916 году, он ушел на отдых в конце 1970-х годов, заслужив репутацию лучшего электрика.

В канун революции пароходы и затон перешли под контроль торгово-судоходной фирмы «Мазут», основанной банкиром Ротшильдом. Потом их национализировали, а затон декретом наркомпути РСФСР в 1923 году переименовали, дав ему громоздкое и не связанное с местной историей и географией название — Память Парижской Коммуны. Началась новая страница истории Жуковского затона.

2501

Комментирование данного материала запрещено администрацией.