В поисках решений

07:00 — 03.10.2013

В поисках решений

Автор фото: Юрий Правдин

В поисках решений

07:00 — 03.10.2013

В начале сентября руководство страны официально признало экономический спад серьезной проблемой. Весь прошлый месяц, как можно понять, и кулуарно, и публично шел весьма активный поиск решений этой проблемы. Некоторые решения были предложены премьер-министром Дмитрием Медведевым в статье, опубликованной на прошлой неделе в «Ведомостях». Некоторые обсуждались на прошедшем экономическом форуме в Сочи. Из всех озвученных предложений начинает просматриваться цельная стратегия. Которая очень многим может не понравиться.

Последнее предупреждение

Недостатка в скверных прогнозах в последнее время явно не ощущается. То один, то другой высокопоставленный чиновник выступит с очередным предупреждением, суть которого почти всегда можно свести к одному посылу: дело дрянь, и дальше будет только хуже. На прошлой неделе, выступая на правительственном часе в Госдуме, министр экономического развития Улюкаев так прямо и заявил, что ситуация в нашей экономике худшая после кризиса 2008 года, что мы впервые развиваемся медленнее среднемировых темпов и что и в будущем году «мы не видим возможности выйти на среднемировой уровень».

Минорный тон своих министров поддержал и глава правительства Дмитрий Медведев, опубликовав статью, в которой откровенно признал, что «прогнозы экономического развития достаточно пессимистичны». Яснее высказаться чиновнику такого уровня просто невозможно. Собственно, и статью Медведев опубликовал как раз по этому поводу — затухания экономического роста и способов вернуть его хотя бы на прежний уровень. Не было бы проблем, не было бы нужды выступать с последним предупреждением. Повторенным неоднократно, так, чтобы до всех уже дошло, наконец.

Затянуть пояса

Все эти многократные предупреждения делаются, в сущности, с одной целью — подготовить общество к урезанию расходов. Практически по всем статьям, что символически показало общебюджетное пятипроцентное сокращение, запланированных было расходов на следующий год. Формально некоторые статьи останутся нетронутыми: военные, социальные. Вместе с тем многие социальные расходы просто переносятся на другой уровень или идут по другим статьям, а что касается армии и ВПК, то их праздник жизни тоже подходит к концу. Гигантские финансовые вливания последних лет были последним подарком нефтеносного бюджета военным. Теперь им остается осваивать уже выделенные средства. Надеяться на новые, столь же щедрые, не стоит.

Время щедрых финансовых подарков различным отраслям хозяйства и слоям общества вообще подошло к концу. Сочинская Олимпиада и чемпионат мира по футболу — последние мероприятия, щедро и практически бесконтрольно спонсируемые бюджетом. Отныне — никаких грандиозных акций и масштабных строек, по крайней мере, без самого тщательного обоснования и свирепого контроля. Об этом на сочинском форуме говорили едва ли не все чиновники правительства, и вице-премьер Дворкович не случайно обмолвился, что, мол, «головы полетят», если последние масштабные инфраструктурные проекты — расширение Транссиба и БАМа, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань и Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье — не уложатся в смету. С безвозвратной потерей 450 млрд рублей, выделенных из Фонда национального благосостояния на эти проекты, правительство, похоже, уже смирилось, и тот же Дворкович честно предупредил: деньги, скорее всего, не вернутся. Но новых уже никто не даст, и увеличение стоимости можно даже не планировать.

Стратегический выбор

Все эти меры направлены на экономию средств, что понятно и естественно в условиях падающих доходов и регрессирующей экономики. С этим вроде бы никто не спорит, и сам президент дал понять, что лучше жить по средствам, чем вновь залезать в долги. Но что делать, чтобы все-таки разогнать экономику и вновь вывести ее на траекторию устойчивого роста? Насколько можно судить по публичным выступлениям членов правительства и дискуссиям приближенных к нему экспертов, хоть полного консенсуса во власти по этому вопросу до сих пор нет, большинство чиновников от экономики склоняются к старым либеральным рецептам. Сократить долю государства в экономике, продолжить и закончить, наконец, приватизацию непрофильных активов, развивать малый и средний бизнес, перестать поддерживать неэффективные предприятия.

По поводу последнего предложения премьер-министра Медведева, высказанного им в статье и повторенного на форуме, разгорелись особо жаркие споры. Логика премьер-министра понятна: чем поддерживать за госсчет неэффективные предприятия, лучше их закрыть, а высвободившиеся средства и ресурсы направить на создание новых, конкурентоспособных производств. Вот только многие увидели в этом предложении старый призрак массовой безработицы, и предложения Медведева о поисках новой работы и нового места жительства не слишком их вдохновили.

Еще меньше вдохновили предложения Аркадия Дворковича о повышении НДФЛ с 13% до 15%. Эта идея вице-премьера, высказанная им на сочинском форуме, вызвала такую бурю эмоций, что уже на следующий день тот вынужден был оправдываться и заявлять, что, дескать, «пошутил». Шутки шутками, но снижение налогов на бизнес (а Дворкович ведь начал с предложения снизить НДС) с одновременным повышением их на граждан — это одна из ключевых основ экономического либерализма, отчетливо преобладающего ныне в правительстве. Так что не стоит надеяться, что эта идея забудется. Когда-нибудь она вновь всплывет, как всплыла в очередной раз идея о повышении пенсионного возраста, на сей раз для женщин.

Планы правительства по выводу экономики из стагнации просматриваются, таким образом, вполне очевидно. Ничего нового: всё, как прежде. По большому счету, все предложения сводятся к банальному сокращению государственного участия в экономике и перекладыванию ответственности и расходов на граждан.

Прямая речь

Россия может продолжить очень медленное движение близкими к нулевым темпами экономического роста. Или сделать серьезный шаг вперед. Второй путь сопряжен с рисками. Но следование первому сценарию — с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого благополучия — еще опаснее.

Премьер-министр России Дмитрий МЕДВЕДЕВ.

Я говорю, что мы не на пороге никакого кризиса, мы в состоянии стагнации. И, с моей точки зрения, это хуже. Потому что кризис — это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация — это ситуация с трудно предсказуемыми последствиями.

Министр экономического развития

Алексей УЛЮКАЕВ.

Ситуация стремительно ухудшается, и, на мой взгляд, внутренних причин для этого больше, чем внешних. И основная внутренняя причина — это неэффективность существующей модели экономики, плохая бизнес-среда и нежелание предпринимателей инвестировать и расширять производства.

Директор Центра структурных исследований

Института экономической политики Гайдара

Алексей ВЕДЕВ.

По страницам СМИ

«Стимулирование экономики за счет бюджета, которым правительство усердно занималось последние годы, оказалось палкой о двух концах, признал на экономическом форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев. Потому правительство ставит на экономию ресурсов, подключая к заботе об инвестклимате бизнес».

«Коммерсант».

«Замедление экономического роста и стагнация экономики ставит перед российским руководством выбор — продолжать существующую политику и смириться с ухудшением или поставить перед собой амбициозные цели по ускорению роста и решительно действовать».

«Газета.ru».

Экспертное мнение

— Совсем недавно… правительство вбросило к бюджету 2014–2016 пакет инициатив, содержащий свирепые меры против самых разных субъектов отечественной жизни. Этот пакет включает, например, заморозку тарифов госмонополий с одновременным ростом их дивидендов; и заморозку зарплат в госсекторе на будущий год; и сокращение чохом множества разных госрасходов на пять процентов. Содержательных обоснований этого пакета, в общем, не прилагается, какие такие «новые задачи» потребовали столь радикальной и поспешной перетряски, не говорится. А недовольных-то много, вот им и объясняют: скажите ещё спасибо, что мало у вас отнимаем, могли бы и больше — видите, какая макроэкономика хреновая?

Научный редактор «Эксперта»

Александр ПРИВАЛОВ.

1077

Комментирование данного материала запрещено администрацией.