Джунгли

07:00 — 03.10.2013

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Джунгли

07:00 — 03.10.2013

Друзей у Марата много, вот только летом все они разъезжаются. Сидеть дома одному четверокласснику не хочется, а потому он отправляется гулять в соседний двор. Там есть детский городок и ребятни много. Одна из таких прогулок окончилась потасовкой: трое мальчишек средь бела дня стали избивать Марата палками и снимать происходящее на камеру телефона.

Мама в Москве

Подобные истории уже никого не удивляют. О них рассказывают чуть ли не в ежедневном режиме по телевизору, пишут в газетах, обсуждают на форумах в Интернете. Конечно, детские разборки существовали и раньше, просто сейчас они становятся куда более изощренными.

Марат, вернувшись домой, тут же позвонил маме и рассказал о произошедшем. Вечером родители отправились на поиски обидчиков. Искать долго не пришлось. Тех, кто так резво размахивал палками буквально несколько часов назад, нашли в том же дворе. Увидев Марата со взрослыми, поспешили скрыться от наказания в подъезде элитного дома. Детей нашли и пригласили для разговора бабушку одного из мальчиков, который, кстати, проживал в этой престижной многоэтажке. Дети инцидент не отрицали, оправдываясь, заметили, что предложил так жестоко поступить мальчик из другого дома (еще один участник событий), он же снимал все на телефон. На вопрос: за что они так обошлись с их ровесником, школьники ответить не смогли.

Бабушка только разводила руками, потому что оказалось, что ее внук учится в лицее, музыкальной школе, изучает английский и китайский, и такого поведения она никак не ожидала. Воспитывает она его одна, поскольку мама мальчика работает в Москве и приезжает только на выходные, а папы нет. В момент беседы взрослых лицеист уже не выглядел таким смелым, вытирая рукавом слезы, он клялся больше так не поступать.

С родителями второго мальчика встречаться смысла не было. Ребенок оказался из неблагополучной семьи и обучался в коррекционной школе.

Авторитетный папа

А вот зачинщик расправы проживал в том же доме, что и Марат. Дверь открыла бабушка. Она пыталась объективно разобраться в ситуации, расспрашивая внука, как все было, зачем взяли палки. Подросток отвечал грубо, защищаясь, переходил на крик. Становилось ясно: большим авторитетом бабушка не пользуется. И куда важнее роль папы, который, однажды защищая своего сына, избил другого мальчика. Судя по всему, теперь ребенок, самоутверждаясь, берет пример с отца. Мама оказалась слабослышащей, и видимо, психически не очень здоровой женщиной.

Через несколько дней Марат случайно встретил на улице своего соседа-обидчика с мамой, женщина показала ребенку язык.

Собственно, инцидент можно считать исчерпанным. К счастью, все живы и здоровы. Виновных нашли и сделали им ай-я-яй, погрозив пальчиком. Вот только родители Марата боятся выпускать сына одного из дома, потому что по сути управы на таких, как соседский мальчишка, нет. Самое страшное, что может грозить им, – это постановка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних. Еще чисто теоретически можно снять побои, обратиться в суд и потребовать компенсацию за нанесение морального и физического вреда здоровью. Только что возьмешь с родителей, которые относятся к категории неблагополучных? Да и разве дело в компенсации? Получается, что на улицах, как в джунглях, выживает тот, кто сильнее.

Стая

Избивают с особой жестокостью и на камеру снимают не только дети пьющих мам и пап. Собственно, описанная история – тому подтверждение. Мальчик-лицеист лихо машет палкой. Причин такого поведения может быть масса: ребенок хочет привлечь к себе внимание, самоутвердиться, ему не хватает любви и ласки в семье, он еще не соизмеряет свою силу и не понимает, какие травмы может нанести, его научили говорить по-китайски, но элементарно не объяснили: что такое хорошо и что такое плохо. Наконец, он всегда прав. К сожалению, так думают многие родители. Случаи, когда вина ребенка очевидна, но мамы и папы твердят: его спровоцировали, это били другие, а мой здесь ни при чем, – не редкость. Впрочем, если ваш ребенок оказался в толпе с палкой – это уже беда.

Психологи выделяют несколько факторов, которые способствуют возникновению агрессии, формированию жестокости.

• Слепая родительская любовь. Взрослые так обожают своего ребенка, что опекают его ежеминутно, решая все вопросы, не учитывая мнение школьника (дошкольника). Между тем он – личность. Акты агрессии по отношению к окружающим в этом случае не что иное, как желание заявить о себе. Контролируйте жизнь ребенка, но не нарушайте его личное пространство, дайте ему право выбора.

• Другая крайность – вседозволенность. Любимому малышу разрешено абсолютно все, родители готовы выполнить любой каприз. Для них он всегда прав, что порождает безнаказанность.

• Плохая компания. Самый наглый и агрессивный ребенок диктует правила поведения, другие школьники следуют им, чаще всего из-за стадного чувства. Все пошли, и я пойду.

• Средства массовой информации, в которых регулярно рассказывают о преступлениях, фильмы со сценами насилия, агрессивные компьютерные игры формируют в детях жестокость. Школьники, как губка, впитывают чужие модели поведения. А долгое нахождение за компьютером действует возбуждающе, вызывая головные боли и невроз.

Как искоренить в своем ребенке агрессию и зло, а заодно заронить зерна добра и великодушия? Пожалуй, единого рецепта нет. Но большинство психологов советуют:

• Чаще разговаривайте с сыном (дочерью). Находите время поцеловать и приласкать ребенка утром и перед сном.

• Уважайте его желания, считайтесь с мнением школьника (дошкольника).

• Хвалите, замечайте успехи.

• Стремитесь к тому, чтобы ребенок был занят, у него не оставалось времени бесцельно шататься по улицам. Отведите в секции, кружки. При этом учитывайте интересы сына (дочери).

• Исключите просмотр телеперадач и фильмов, которые негативно сказываются на психике ребенка.

• Находите время для активного отдыха. Детям необходимо выплескивать свою энергию. Пусть они это делают, играя
в футбол, катаясь на лыжах или коньках.

• Обращайте внимание, с кем дружит сын (дочь).

• Контролируйте собственное поведение в семье.

• Предлагайте для прочтения книги, которые учат добру
и справедливости.

• Если вы понимаете, что ребенок жесток, агрессивен и справиться с ситуацией своими силами у вас не получается, лучше за помощью обратиться к специалисту.


Толкайки

А вы сталкивались с проявлениями детской жестокости? С таким вопросом мы обратились к нижегородцам.

Мария (сыну 10 лет):

– К счастью, серьезных инцидентов ни в школе, ни на улице не было. Хотя о детской жестокости слышу часто. Думаю, причина ее возникновения в большинстве случаев кроется в семье. Однажды мой сын с одноклассниками играл на школьной перемене в игру «Толкайки». В итоге один мальчик толкнул моего и выбил ему зуб. Всех родителей вызвали в школу. Ситуация некрасивая, и, на мой взгляд, виновны были все дети. Однако мама мальчика, который выбил моему ребенку зуб, посчитала, что ее сын ни при чем. Извиняться им не за что. Более того, она стала кричать: «А вы видели? Докажите сначала!» На этом разговор был окончен. Беседу со своим ребенком мы продолжили уже дома.

Наталья (дочери 11 лет):

– Дочку одну никуда не отпускаем. Провожаем ее в школу, кружки и секции, встречаем. Гуляет она тоже под пристальным вниманием бабушки. Возможно, это неправильно, ребенок должен становиться самостоятельнее, но я просто боюсь оставлять ее одну. В школе проблем с одноклассниками нет, потому что все дети из хороших семей. Так что о конфликтах, избиениях и унижениях речи не идет.

Илья (сыну 8 лет):

– Недавно сын вернулся из школы в слезах. Один мальчик, пока учительница вышла из класса, заявил: кто хочет убить Артема (так зовут моего сына), поднимите руку. Желающих оказалось немало. После этого насмешки, издевательства со стороны одноклассника-лидера стали регулярными. Дети перестали общаться с моим сыном, он просит, чтобы мы перевели его в другой класс.

Марина (дочери 14 лет):

– Часто слышу о примерах детской жестокости из средств массовой информации. Считаю, основная причина в том, что родители мало внимания уделяют собственным чадам. Многие взрослые перестали разговаривать с детьми по душам, обсуждать события, книги, ходить в театры и музеи. В лучшем случае, они проверяют домашние задания, обувают и кормят, но ведь этого недостаточно, чтобы вырастить хорошего человека.





1824

Комментирование данного материала запрещено администрацией.