Большая перемена

10:40 — 26.09.2013

Большая перемена

Большая перемена

10:40 — 26.09.2013

Среднюю школу России вновь ждут большие перемены. В сущности, она и сейчас находится в стадии перемен. Как и все последние годы. Вступивший в силу 1 сентября новый Закон «Об образовании» еще не успел толком заработать, а уже очередные реформаторы выступают с очередными новациями. Только на прошлой неделе в публичное пространство было вброшено несколько свежих идей.

Домашнее задание

Например, предложено отменить такой классический атрибут среднего школьного образования, как домашнее задание. С подобной инициативой выступили московские учителя на встрече с президентом Путиным, и тот немедленно дал указание новоизбранному московскому мэру Сергею Собянину проработать вопрос. А когда президент в такой форме дает указание, вопрос, как правило, «прорабатывается» в положительном ключе.

Пока, правда, от домашних заданий предложено избавить лишь старшеклассников, и так, по мнению учителей, перегруженных подготовкой к ЕГЭ. Да и это решение, согласно первым комментариям, должно приниматься на уровне директоров школ, а то и самих учителей. То есть о полном и обязательном освобождении учеников от домашней работы речи пока не идет. Скорее, говорится о том, чтобы законодательно разрешить руководству школы, если оно сочтет нужным, освобождать от нее своих старшеклассников. Так в проекте. Каким будет итоговое решение Минобра, пока непонятно.

Вообще-то учителя и сейчас могут избавлять своих учеников от «домашки»: как весь класс, так и отдельных отличников. Правда, не на постоянной основе, а лишь в качестве разовой акции – в виде поощрения, что ли, или своеобразного школьного отгула. Если преподаватели получат это право на постоянной основе, можно не сомневаться: подавляющее большинство им воспользуется. Хотя бы затем, чтобы облегчить нагрузку не только своим ученикам, но и самим себе. Если не нужно будет проверять домашние работы школьников, в рабочем дне освобождается лишний часок-другой, и мало кто сможет устоять от подобного искушения.

То же самое и со школьниками. Избавленные от необходимости учить стихи или решать задачи по алгебре, они мало того что перестанут работать дома. Им и на уроках не будет необходимости напрягаться, если излагаемый в классе материал с них не спросят ни завтра, в виде «домашки», ни в конце четверти, в виде контрольной или экзамена. Стимул изучать предметы пропадет напрочь; останется лишь стремление сдать ЕГЭ. А вот образования как такового не останется. Школьники успеют забыть науки раньше, чем окончат школу.

В комплексе

Еще одна новация, активно обсуждаемая в последнее время, касается объединения детских садов и школ в единый образовательный комплекс. Детишек решили готовить к школе с самого раннего возраста, с пеленок включая их в единый образовательный процесс и попутно сокращая расходы. Одно учреждение, созданное из школы и детского садика (садиков), всегда требует меньше расходов, чем несколько. В свете последних бюджетных трудностей подобная оптимизация выглядит совсем нелишней.

Идея кажется разумной в тех случаях, когда детский садик и школа расположены на одной территории, по соседству или вообще в одном здании. В этом случае и учителя младших классов будут без проблем общаться с дошколятами, и сами ребятишки смогут легко воспользоваться школьными ресурсами (библиотекой, спортзалом) и адаптироваться к будущей учебе. Для малых бюджетных детских садов, перед которыми стоит реальная угроза закрытия, объединение со школами является вполне логичным, а пожалуй, и единственным выходом из ситуации.

Но подобная инициатива порождает и ряд вопросов. Например, как объединять детские садики и школы, здания которых расположены довольно далеко друг от друга? Юридически это сделать несложно, но на практике придется либо детишек каждый день возить из садика знакомиться со школой, либо учителям мотаться из школы в садик. В любом случае это лишние траты, нервы, время, и не факт, что родители с учителями согласятся на это. Или что делать с яслями, которые никаким боком к школе не пришьешь, но которые придется закрывать в случае ликвидации или перепрофилирования садиков? Родителям тогда нужно будет искать либо нянек, либо частные детские садики, что бюджету, конечно, принесет облегчение, но семьям с малолетними детьми – новые трудности.

Всё лучшее – лучшим!

Неоднозначно выглядит и инициатива Минобра, направленная на ежегодное составление рейтинга 500 лучших школ России; первый как раз и был представлен на прошлой неделе. Отныне такие рейтинги, составляемые независимыми экспертами, станут обычным делом. По мнению чиновников, это приведет к тому, что лучшие школы станут конкурировать за учеников, поскольку их количество будет прямо пропорционально финансированию. Но как раз в этом-то и кроется очередная проблема отечественного образования.

Спору нет, рейтинг лучших школ – хорошая задумка. Вот только составляется он на основе довольно сомнительных критериев – ЕГЭ и участия во всероссийских олимпиадах для школьников. Про уровень и качество ЕГЭ повторяться не будем, все и без того об этом наслышаны достаточно. Участие в олимпиадах было бы хорошим критерием, если бы он был одним из многих, а не одним из двух. А когда рейтинг – и, соответственно, финансирование школы – привязывается лишь к ним, можно заранее сказать, что среднему образованию в России угрожает масштабная дифференциация по социально-имущественному признаку. Лучшие школы будут получать больше денег, соответственно, смогут нанимать более профессиональных педагогов и принимать более одаренных и талантливых детей. Остальные так и будут влачить свое довольно посредственное существование, проигрывая и в ЕГЭ, и на олимпиадах и оставляя своих учеников без шансов на продвижение по социальным лифтам.

Прямая речь

Именно учителю и образовательному учреждению принадлежит право определения методик преподавания, системы построения урока, формы промежуточных аттестаций, поэтому если школа совместно с родителями решит, что может достигнуть результатов, определенных федеральным государственным образовательным стандартом, без домашний заданий, она это может и вправе сделать.

Первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк.

Отменять домашнее задание нельзя. А как без него? Дети же должны учить стихотворения. Где они это будут тогда делать, на уроке? Нереально. Дети должны читать произведения русской классики. Когда? На уроке? Добровольность выполнения домашних заданий скорее приведет к снижению качества образования.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Новые стандарты предполагают новую деятельностную парадигму в образовании. Сегодня источник знаний – не учитель и не профессор. Я противник чтения лекций, я как профессор должен передать студентам компетенции, которыми я владею: компетенции аналитики, исследования, консалтинга. То же самое должен делать учитель на своем уровне.

Заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов.

По страницам СМИ

«С 1 сентября вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», который полностью меняет систему преподавания в стране. Действовавшие с 2004 года федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) давали школам большую свободу в составлении программ. Теперь же программы должны стать в большей степени едиными».

«Известия».



1257

Комментирование данного материала запрещено администрацией.