Подлинное очарование подделки

07:00 — 19.09.2013

Ирина Мухина

Подлинное очарование подделки

07:00 — 19.09.2013

Ирина Мухина


Новой версией чеховского «Человека в футляре» можно счесть остросюжетную итальянскую кинодраму «Лучшее предложение».

Поначалу ее главный герой очень напоминает хрестоматийного литературного персонажа. Сама его фамилия Олдман означает «старый человек». И дело не только в возрасте. Вирджил Олдман — знаток, ценитель, даже поэт старины. Виртуозный аукционист произведений искусства, эксперт антиквариата, он, будто в капсулу, упаковал себя в прошедшее время. Вместо компании современных красавиц — дамы на великих полотнах. Руки в перчатках, снимаемых, когда надо пальцами ощутить фактуру шедевра прежних эпох.
Но даже столь непроницаемый футляр дает трещину.

Все началось с интригующих звонков молодой хозяйки старинного палаццо. Дом набит раритетами, и наследница умоляет заняться их описью. Сама она всячески уклоняется от встреч. Это злит старого эстета, но и подстегивает его любопытство. А тут еще в подвале обследуемого дома обнаруживаются фрагменты загадочного очень старого механизма. Антиквар и не догадывается, что ему подброшены наживки. Он клюет, и разворачивается история потери брони. Опытнейший разоблачитель подделок старины — сущий младенец в реалиях сложных человеческих отношений. Чем воспользовались люди, точно оценившие натуру оценщика.

Поняв, что хозяйка дома Клэр больна агорафобией, страхом больших пространств, и потому не покидает секретной комнаты, Вирджил открывает родственную душу. Ведь оба они, каждый по-своему, отгорожены от реальности. Но девушка страдает, и она так прекрасна, что хочется выманить ее из клетки болезни, дать расцвести на воле. Вдохновляясь благородной задачей, а еще более — милой виновницей своих непривычных забот, Олдман окончательно теряет голову.

Он не просто влюблен, он упоен впервые открывшимся ему ярким миром живых страстей. Обесценивается прежнее существование с хитроумием оценок и торговли предметами искусства, с преклонением перед рукотворной красотой. Олд­ман строит заново свой мир, в центре которого теперь Клэр. И не догадывается, что это — иллюзия. Печальная ирония ситуации в том, что эксперта по фальшивкам на подделке и «развели». Когда бывший человек в футляре сам привел «выздоравливающую» Клэр в собственный дом-бастион, показал тайное хранилище личной коллекции, наступила развязка. Вскоре ни любимой, ни драгоценных холстов там не осталось…

Так было ли ошибкой снимать футляр, подпускать столь близко к сердцу человека, особенно такую коварную его разновидность, как женщина? Героя, цинично играя на чувствах, ударили в поддых, лишили не просто достояния — веры. Всё так. Но создатель фильма «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе завершает историю вовсе не крахом. Переживший потрясение герой отправляется в Прагу, в ресторанчик «День и ночь», о котором восхищенно рассказывала лже-Клэр. Он надеется: она там появится. Ведь во всякой подделке есть что-то подлинное. То, что ему теперь так хочется обрести снова.

Вместе с Олдманом мы открываем старую человеческую истину. Реальность, несмотря на жестокость ее ударов, на зло ловушек, — одна и способна дарить нечто стоящее. Это действительно «Лучшее предложение».

2191

Комментирование данного материала запрещено администрацией.