Свобода их встретит радостно у входа?

07:00 — 14.09.2013

Фото предоставлено администрацией Нижнего Новгорода

Фото предоставлено администрацией Нижнего Новгорода

Свобода их встретит радостно у входа?

07:00 — 14.09.2013

Когда мы договаривались с Ольгой Догадовой о месте встрече, она сама предложила один из торговых центров. Ее выбор объяснялся просто: «Туда можно спокойно попасть на коляске – при входе есть пандус, а внутри просторный лифт». Для людей, передвигающихся свободно, вряд ли именно это стало бы определяющим фактором. Для тех, кого судьба и жизненные обстоятельства усадили в инвалидную коляску, он один из ключевых.

20 лет для борьбы

Мы можем сколько угодно рассуждать о свободе в самых разных ее проявлениях. Для инвалидов-колясочников она в первую очередь ассоциируется со свободой передвижения. Не по миру даже, нет. Просто по городу, где повсюду – непреодолимые барьеры в самом прямом, банальном смысле этого слова.

– Я где-то читала, что со времени принятия в США закона об общественном транспорте, оборудованном подъемниками, до его реализации прошло 20 лет, – говорит Ольга Догадова. – С 1970-го по 1990-й – 20 лет активных действий. Зато сейчас, могу свидетельствовать, там этой проблемы практически не существует. Будучи как-то в Вашингтоне, вкусила плоды многолетней борьбы американских инвалидов за свои права в целом и за доступную среду в частности. И в аэропорту, и в путешествиях по городу я запросто обходилась без помощника.

Сколько лет нужно нам для полной и безоговорочной капитуляции всего, что для людей на инвалидных колясках или для незрячих кроется за понятием невозможного? Вопрос риторический. Хотя и решаемый, будем справедливы. И если сравнить ситуацию с теми же пандусами возле торговых центров, административных зданий, то она в последние годы все-таки значительно улучшилась. Правда, во многие небольшие магазинчики, парикмахерские, аптеки и прочие конторы путь инвалидам по-прежнему закрыт. Здесь несвободу можно почувствовать прямо у входа.

Условная мобильность

Еще одним препятствием зачастую становится общественный транспорт. Именно эта проблема (а точнее, ее решение) недавно стала предметом пристального внимания как чиновников, так и самих людей с ограниченными возможностями. Итоги (хочется надеяться, что лишь предварительные) реализации социального проекта «Доступный Нижний» подвели в администрации города. Вообще, по правде говоря, делать это следовало не в кабинетных условиях, а непосредственно на местах. Как, например, однажды поступили журналисты «Нижегородской правды», проведя целый день рядом со Светланой Куполовой, молодой женщиной, которая не только сама ежедневно преодолевает массу препятствий на своей коляске, но и активно борется за права таких, как она. Вот она – наглядность и достоверность.

Впрочем, и видеозаписи, представленные активистами Нижегородской региональной общественной организации культурной, социальной реабилитации инвалидов «Инватур», пришедшими на встречу, говорили сами за себя. Во всяком случае, познакомившись с ними, и директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Олег Семечкин, и руководители муниципальных транспортных предприятий «Нижегородское метро» и «Нижегородэлектротранс» смогли оценить доступность городского общественного транспорта для маломобильных групп.

Метро: только по будням

- Мы выяснили, например, что подъемники в метро не работают по выходным, что ограничивает наше передвижение в эти дни, а механические пандусы в автобусах можно поднять, но со значительными физическими усилиями, – рассказывает представитель «Инватура» инвалид по зрению Дмитрий Балыкин. – Для незрячих людей в маршрутках не всегда объявляются остановки, а в метро далеко не на каждой станции есть тактильная разметка. Хотя нужно отдать должное сотрудникам транспортных предприятий: они всегда приходят нам на помощь.

По словам Олега Семечкина, несмотря на достаточное количество проблем, первые шаги в создании условий для пассажиров с ограниченными возможностями уже делаются. В частности, на различных маршрутах работают 216 низкопольных автобусов, 23 трамвая и 4 троллейбуса. Кроме того, в планах администрации города закупить еще 250 автобусов, полностью приспособленных для перевозки инвалидов.
Метрополитен, как самый сложный и менее всего приспособленный для инвалидов вид общественного транспорта, тоже стремится идти им навстречу.

- На новой станции «Горьковская» есть лифт для инвалидов-колясочников, а на старых станциях, где его установка невозможна, – два мобильных устройства для обеспечения спуска и подъема к платформам метрополитена, – говорит директор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев. – Человеку достаточно позвонить, чтобы мобильную систему подвезли к той станции, где он будет садиться. Для слабовидящих людей приобрели специальную краску, которая при нанесении на платформу становится тактильной.

– Мы стараемся сделать все необходимое, чтобы приспособить общественный транспорт к запросам людей с ограниченными возможностями, – уверяет Олег Семечкин.

Наверное. Насколько это возможно. Мне, например, трудно себе представить человека на инвалидной коляске в наших маршрутных такси, коих в городе куда больше, нежели муниципальных автобусов. Но ведь есть лифт на новой станции метро? Есть. В отличие от старых, построенных несколько десятилетий назад. Как говорится, почувствуйте разницу.

Кстати

По данным на 1 марта 2013 года в Нижнем Новгороде зарегистрировано 819 инвалидов-колясочников. Из них 367 женщин и 452 мужчины.

2270

Комментирование данного материала запрещено администрацией.