Призвание «Усадьбы Званцевых»

07:00 — 29.08.2013

Ирина Мухина

Портрет Елизаветы Званцевой кисти Репина

Портрет Елизаветы Званцевой кисти Репина

Автор фото: Фото картины предоставлено отделом культуры

Призвание «Усадьбы Званцевых»

07:00 — 29.08.2013

Ирина Мухина

Менее двух месяцев назад в селе Тарталеи торжественно открыли музей-библиотеку «Усадьба Званцевых». Чем вызвано появление такого нетипичного тандема? Почему именно это название дали новой структуре? Рассказывает начальник отдела культуры администрации Бутурлинского района заслуженный работник культуры России Вера Гринько.

Один в поле — не воин

— Пытаясь дать дополнительные возможности для интересной современной работы учреждениям культуры на селе, — поясняет Вера Владимировна, — мы стали создавать в сельских клубах и домах культуры филиалы Бутурлинского историко-краеведческого музея.

И вот в июле тарталейский сельский клуб встречал первых гостей своей «Усадьбы Званцевых». Ради этого соединили усилия многие. Нас поддержало региональное министерство культуры, выделив средства на приобретение компьютерной оргтехники. Мы сделали ремонт, скомплектовали экспозицию из районного музейного собрания. В Тарталеях несколько лет не было библиотеки, теперь появилась и она. Книги вместе с фотографиями и копиями картин, с подлинной старинной мебелью, утварью, костюмами, безделушками дворянского быта поселились в специально обустроенной комнате клуба. По замыслу это не должно быть просто вынужденным соседством.

«Царица Тарталей»

— Концепция Тарталейского музея-библиотеки, — продолжает Вера Гринько, — строится на истории села, по-своему интригующей. Здесь была усадьба семьи Званцевых, давшей русской культуре деятелей незаурядных. Последняя ее хозяйка Елизавета Николаевна — личность и вовсе замечательная. Она открыла в Москве, потом в Петербурге первые частные школы живописи. Привлекла к преподаванию Бакста, Добужинского, Сомова, Петрова-Водкина, Коровина. Согласитесь, для создания такой блистательной команды надо обладать незаурядными организаторскими способностями, — справедливо замечает Вера Владимировна.

Особый факт биографии «царицы Тарталей» — отношения с Ильей Ефимовичем Репиным. Влюбившийся в Лизу, свою ученицу, великий художник посещал ее усадьбу.

В барский дом наведывались и другие замечательные гости, собирался избранный круг, кипела яркая культурная жизнь. Сегодня от усадьбы, с грустью констатирует Вера Владимировна, остался только сильно запущенный парк. Воссоздать былое уже не по силам. Но вполне можно воскресить интерес к прошлому примечательного места. Этой задаче и призван служить новый музей-библиотека.

Пером, кистью и… метлой

Круги по воде уже пошли. Вера Гринько рассказывает, что двое участников традиционного районного конкурса творческих работ посвятили Тарталеям текст новой экскурсии и сценарий фильма. Его намерены снять, возможно, с использованием модного ныне приема исторической реконструкции. Завершается работа над книгой «Царица Тарталей» Ивана Чуркина.

— Очень хочется обиходить старинный парк, — делится планами руководитель местной культуры. — Районная комиссия по делам несовершеннолетних уже «мобилизовала» подопечных на расчистку заповедной дубравы. Надеюсь найти поддержку своей идеи таким же образом трудоустраивать на работы в барском парке и местных школьников.

По крупицам

Музей-библиотеку «Усадьба Званцевых» теперь обязательно будут включать в программу посещений гостей Бутурлинского района.

— Конечно, все это махонькие шажки, — итожит Вера Владимировна. — Восстановление русских дворянских усадеб, о необходимости которого столько говорят, требует огромных усилий и вложений. Но мы обретаем свой путь, воскрешая историческую память, открывая информацию все большему количеству людей. Среди них появляются энтузиасты, которые подключаются к пропаганде таких знаний, к поиску сведений о семье Званцевых. Сама убедилась, какой это увлекательный процесс — отвоевывать у забвения крупицы прошлой интересной жизни.

Вера Гринько мечтает о появлении в тарталейском сельском клубе художественной галереи. Уверена, получится устроить в этих местах, где наверняка бродил с этюдником Илья Ефимович, регулярные пленэры учеников Бутурлинской детской школы искусств. 

«О, милая, прекрасная, жестокая» 


Так Илья Репин писал Елизавете Званцевой.

Встретился он с ней в петербургском доме ее тетушки. А когда выяснилось, что у юной знакомой есть способности к живописи, взялся за обучение, хотя обычно не расположен был давать частные уроки. Просто 44-летний художник пылко увлекся. «Еще никогда в моей жизни… я не любил так непозволительно». Это даже пугало девушку: преклоняться перед его талантом — одно, но отвечать на страсть… Ее сердце для такого чувства было закрыто.

А он рисовал портреты Елизаветы Николаевны, в письмах умолял, укорял, просил прощения: «Ах, я Вам надоел, конечно…» Визит Ильи Ефимовича в Тарталеи летом 1890 года тоже ничего не изменил. Так и не ответив на великое чувство великого художника, Званцева сумела, однако, сохранить с ним дружбу на долгие годы.

Елизавета Николаевна, блестяще образованная, с ясным умом, всегда была окружена людьми незаурядными. Бывая в светских салонах обеих столиц, за границей, хозяйка Тарталей любила свою нижегородскую усадьбу. И летняя резиденция при ней тоже становилась центром культурной жизни. Был устроен маленький усадебный репертуар, на сцене которого гости и соседи-помещики разыгрывали спектакли по произведениям Пушкина, Островского, Гоголя. В качестве зрителей на премьеры приглашались местные крестьяне. Для их детей барышня построила в селе школу, где преподавали ее родственники и знакомые.

Свое педагогическое призвание она осуществила позже и в других местах. Организованная Званцевой на собственные средства частная художественная школа в Петербурге просуществовала 10 лет, вплоть до 1916 года. А после революции Елизавета Николаевна работала в Москве, в детском доме. Ее не стало в августе 1921 года.

Племянник «царицы Тарталей» — Михаил Петрович Званцев памятен нижегородским ценителям искусства. Он был художником-оформителем ТЮЗа. Главным же его наследием стали книги о нижегородских художественных промыслах.

5358

Комментирование данного материала запрещено администрацией.