Потребитель становится опасен…

07:00 — 22.08.2013

Лето кончилось. Товар возвращаю

Лето кончилось. Товар возвращаю

Автор фото: Юрий Правдин

Потребитель становится опасен…

07:00 — 22.08.2013

До сих пор мы рассказывали о защите прав потребителя. Но иногда защищаться приходится продавцу, потому что покупатель превращается в настоящего «террориста». О «потребительском экстремизме» мы беседуем с экспертами Натальей Бариновой и Игорем Везломцевым.

Как тараканы «съели» телевизор

— Часто ли в своей работе вам приходится встречаться с подобным явлением? — задаю вопрос собеседникам.

— Последние 2–3 года мы регулярно сталкиваемся с «потребительским экстремизмом», когда покупатель пытается не защитить свои права, опираясь на закон, а получить при покупке товара или услуги определенную выгоду. Проще говоря, попользоваться и не платить за это, — говорит Наталья Алексеевна.

— Кроме того, — добавляет Игорь Юрьевич, — покупая ту или иную вещь, технику, люди нередко машут рукой на инструкцию по использованию. В результате они портятся, выходят из строя, покупатель пытается обвинить во всем производителя.

Среди таких товаров частенько присутствуют сезонные. Надувные лодки, вентиляторы, триммеры, велосипеды и прочие летние атрибуты обычно, по словам экспертов, несут на экспертизу осенью.

Игорь Везломцев показывает на компьютере фото погнутого вала газонокосилки толщиной с палец.

— От травы на поддоне, крыльчатке, лезвии образуется зеленый налет, а тут коричневый. Видно, земляной бугор закосили, — делает вывод он. — Хотя двигатель и рабочий, но из-за вала его нужно менять. А это самая дорогостоящая деталь. Потребитель же категорически не соглашается на ремонт, хотя сам виноват в неправильной эксплуатации. Хочет вернуть деньги — 8700 рублей.

И каких только случаев не бывает в жизни. Признаюсь: наслушалась. Но пальму первенства отдам тараканам. Они съели защитное покрытие платы телевизора, в результате чего изображение на экране начало рябить.

Подвести под микроскоп

«Потребителей-экстремистов» можно разделить на несколько категорий. Первые, о которых рассказано выше, часто действуют непреднамеренно. Другие изначально, еще до покупки, хотят поиметь выгоду: попользоваться и потребовать назад свои денежки. Например, незадолго до окончания гарантийного срока. Особенно это относится к бытовой технике. Мне рассказывают о владелице мобильника, которая после небольшого ремонта заявила, что телефоном она пользоваться не может: он даже не включается. Когда же эксперт заглянул в «нутро», оказалось, женщина пользовалась (и еще как!) своим сотовым. Названивала по 16–20 минут за раз. Ну надоела леди дорогая «игрушка» больше чем за 20 тысяч, захотелось новую.

Наталья Алексеевна рассказывает о вечерних, свадебных платьях: наденут их на торжество, а потом одолевает соблазн сдать ставшую ненужной вещь обратно в магазин. Да еще и уверяют при этом, что лишь дома померяли, даже бирки умудряются не отрывать (или на булавочках прицепляют. — Авт.). Но расходящиеся шлицы, заломы на ткани, запах пота и духов выдают с головой. Смеясь, вспоминает собеседница, как рассматривала под микроскопом туфли. Потребительница божилась, мол, почувствовала неудобную колодку, пройдясь по комнате. Но увеличительное стекло показало следы грязи на подошве и механические повреждения на заготовке обуви.

Всё хочу

Или еще пример. Нижегородец заказал кухню стоимостью около 300 тысяч рублей, которую ему и изготовили. А через месяц после использования заказчик подал судебный иск к производителю мебели. Придрался к незначительным дефектам — типа нет заглушки или дверная ручка отлетела. Да еще и мотивирует тем, что сам не расписывался в получении заказа, жене доверил. Дело вообще можно было не доводить до суда. Но мужчина хочет получить деньги, сильно понизив стоимость кухни, и при этом оставить мебель себе.

И ведь что интересно. Даже несмотря на экспертное заключение, подтверждающее в возникшем изъяне вину потребителя, последний может оказаться прав. Как в случае с тараканами. Судья посчитал хозяина телевизора совершенно непричастным к сему факту: он ведь не был предупрежден о подобном казусе и специально «зверей» туда не запускал. Поистине наглость — второе счастье.

1907

Комментирование данного материала запрещено администрацией.