Потерянный рай

07:00 — 22.08.2013

Ирина Мухина

Обратная сторона человека будущего

Обратная сторона человека будущего

Автор фото: Афиша фильма

Потерянный рай

07:00 — 22.08.2013

Ирина Мухина

Мотив спасения заигран мировой киноиндустрией до предела. И кого только не спасали ее бравые персонажи: от бедолаги кита до рядового Райана, от планеты Пандора до всех землян скопом. «Элизиум: рай не на Земле» — тот случай, когда подобная история завершается не полным хеппи-эндом. И это примечательно.

Давно замечено, что самые фантастичные голливудские боевики все же отображают некие существенные реалии. Вот и в новой ленте, действие которой разворачивается аж в 2154 году, при всем антураже футуристической машинерии вполне узнаваемы социальные, политические процессы нашего времени.

…Перенаселенная Земля с избытком проблем и дефицитом элементарных благ превратилась в гетто. Грязь, нищета, убожество, этническая пестрота, криминальный разгул — такие обломки остались от возводившейся цивилизацией Вавилонской башни. Но кто-то по ней все же добрался до небес. Мировая элита обитает в Элизиуме. Искусственный спутник нашей планеты действительно райское местечко. Там даже здоровье — беспредельное. Абсолютная антитеза земному аду.
И все же два полюса многое связывает. Дело не в том, что чахнущая планета с ее бесправными рабами питает ресурсами и трудами «улетный» мир богатых. Там и там правит человеческая сущность. А она и в идеальных условиях неидеальна, претит ей бесконфликтное существование. Вот и в высших сферах Элизиума своя война. Властная министр Делакорт презирает игру в гуманизм своего президента. В отличие от него дама готова по-любому пресекать попытки нелегальных мигрантов проникнуть с Земли в заветные кущи. А такие вторжения отчаянно предпринимаются. Тут не до милосердия апостола Петра, который у врат божественного рая отделяет грешников от невинных. Грешны все, кто несет заразу социальных тягот в Элизиум. Не осознающего такую данность правителя Делакорт замыслила свергнуть…

Похоже на антиутопию, в которой до крайности доведены процессы, деформирующие наше нынешнее бытие. Вспоминаешь, например, действующего политика Пятой Республики Марин Ле Пен, которая ратует за общество без пришельцев. Но очевидно и другое: для развлекательного боевика такие отсылки в реальность — всего лишь дополнительный зрительский манок. По-настоящему углубляться в анализ драматичной будущности человечества блокбастеру не по чину. Маленькое отступление от коммерчески удачной и привычной схемы еще можно себе позволить. Таким «лимитом» создатели «Элизиума» и воспользовались. Например, все земные сцены камера снимает в необычном для крутого экшена стиле репортажа — с рук. Да и главный герой в конце гибнет. А это уже почти смелый ход для очередной саги о спасении.

Земной парень Макс — даже не супергерой. На подвиг его толкает жажда выжить и спасти возлюбленную Фрэй с ее больной дочуркой. Случайно вовлеченный в перипетии интриги переворота, который Делакорт готовит с помощью землян, Макс не сплоховал. И это благодаря другой стороне человеческой сущности — способности самоотверженно любить. Так что главная антитеза картины сценариста и режиссера Нила Бломкампа не рай-ад, а эгоцентризм-гуманизм.

Последний побеждает. Элизиум перепрограммирован, его блага исторглись на измученных землян. Их счастливые улыбки в финале свидетельствуют: антиутопия плавно переросла в обычную киношную утопию. И хоть за нее очередной киноспасатель погиб, сделав свой жертвенный выбор, это всего лишь маленькая порция подлинной горчинки, что не портит, а придает пикантность новой выпечке голливудского «фастфуда». Разбираться же, почему человечество снова и снова трагично теряет рай, — задача иных жанров и других авторов.

2192

Комментирование данного материала запрещено администрацией.