Созерцать незримое

07:00 — 15.08.2013

Ирина Мухина

Созерцать незримое

Автор фото: Наталья Ермакова

Созерцать незримое

07:00 — 15.08.2013

Ирина Мухина

Не просто обозреть выставленное, а свершить некий строго определенный путь — пожалуй, даже паломничество — приглашают публику в кремлевских залах Нижегородского художественного музея. Там развернута экспозиция 150 живописных работ 11 авторов из Германии, Австрии, Венгрии, России.

Как приглашение к духовному странствию определил на вернисаже сверхзадачу показа Маркус Майер, выразитель кредо образованного в Гамбурге в 2003 году творческого сообщества. Его участники, обретая все новых единомышленников, уже 10 лет исповедуют собственные подходы к целям и методам изобразительного искусства. Отталкиваются от слова, за которым — сложное понятие, и пробуют, оперируя цветом, выразить гамму чувственных ассоциаций. Назвали свое направление контемплятивной живописью, использовав для труднопроизносимого термина латинский корень «созерцание». Но сложно не только артикулировать ключевое слово. Разобраться в импульсах творцов, в сути их живописных посланий — тоже. Потому-то Маркус Майер потратил столько красноречия и впечатляющей эмоциональной энергии на объяснение первым нижегородским зрителям смысла увиденного.

Без комментариев разобраться вряд ли возможно. Большинство изображений никак не связано с привычным предметным миром, являя собой цветовые пятна. Надо попытаться понять, почему та или иная композиция с ее колористической игрой имеет глубокомысленную словесную формулировку типа «Бесстрашие», «Преодоление себя» и так далее. И уж вовсе обескураживает, когда под такого рода изображением читаешь название, принятое в живописи на христианские темы, да еще с «атрибуцией» «Гамбургская школа иконописи. Начало ХХI века».

Идеолог объяснил: если ортодоксальная икона — окно в духовный мир, то адепты новой школы пробуют открывать окна в мир земной для сил небесных. По его мнению, на Западе уже лет двести как превратилась в китч вся живопись, связанная с изображением высших духовных начал.

Компенсируют ли подобный ущерб нынешние формальные поиски контемплятивистов? Стоит ли «изобретать» модерновые западные иконы, имея великое каноническое наследие Византии и Православия? Мы видим очередную игру с большими категориями пресыщенных адептов актуального и все разрушающего искусства? А может, тут искреннее стремление вернуть всем нам первозданную наивность восприятия цвета, ощущение его очистительного энергетического потока, освобожденной от суетности рафинированной духовной природы?

Всякий зритель сам найдет ответ, пройдя по новой выставке предлагаемым путем — от зала встречи Востока и Запада до зала тайн Земли.

— На каждом вернисаже мы очень надеемся, что посетитель выберет время тишины для беззвучной беседы хотя бы с одной нашей картиной, — поделился заветным желанием авторов Маркус Майер. Что ж, такой шанс есть у нижегородцев до 15 сентября.

1928

Комментирование данного материала запрещено администрацией.