Архив номеров — №85 от 15.08.2013
Где ступала ножка Карсавиной
Где ступала ножка Карсавиной
Прима-балерина Мариинского театра не танцевала на нашей сцене. Но Нижний все же удостоился ее приезда. Случилось это в 1896 году, когда Тамаре Карсавиной едва минуло одиннадцать.
Знаменитая балерина была дочерью артиста Императорских театров. В то время Платон Карсавин уже оставил сцену и преподавал в театральном училище, где на первом курсе обучалась и юная Тамара. В 1896 году отца пригласили балетмейстером в нижегородский ярмарочный театр.
Год был особенный: 26 мая в Москве прошла коронация царя Николая II. В гала-спектакле участвовали лучшие танцовщицы столицы, а 12 маленьких учениц Императорского училища были отобраны для роли купидонов. Среди них оказалась и наша героиня. Из Первопрестольной, уже с родителями, Тамара Карсавина уехала в Нижний.
Город жил бурной жизнью. Здесь 9 июня открылась Всероссийская промышленная и художественная выставка с участием царской семьи. Театральная жизнь переместилась в открытый к выставке городской Николаевский театр на Большой Покровке. Там в опере «Жизнь за царя» ярко вспыхнул талант молодого Шаляпина. Ярмарочный театр в тот сезон арендовал московский меценат и владелец частной оперы Савва Мамонтов. Ставились на сцене и балетные спектакли. «Театр в Нижнем Новгороде, в котором работал отец, – писала Карсавина в мемуарах, – примыкал к территории ярмарки. Мама часто ходила туда, иногда брала и нас, особенно если давали какую-нибудь мелодичную старую оперетту. После оперетты показывали короткий балет, поставленный отцом».
Несмотря на прекрасный состав исполнителей, дела балета не ладились. Жалованье выплачивалось нерегулярно и неполностью. Родители беспокоились: на что возвращаться в Петербург? Карсавина вспоминала: «Чтобы сократить расходы, мы переехали в маленькую квартирку. Лето стояло жаркое, и мы задыхались в трех своих крошечных комнатушках».
Жалованье так и не доплатили, и деньги на дорогу домой пришлось занять. «В конце августа я вернулась в училище, чтобы приступить ко второму году обучения», – напишет балерина.
Карсавину ожидало блестящее будущее. В 1900-е годы главной исполнительнице в постановках «Жар-птицы», «Шахерезады», «Петрушки» рукоплескали и Петербург, и вся Европа. Она же – наряду с Фокиным, Нижинским, Мясиным, Лифарем – стала одной из звезд гастрольных выступлений наших артистов оперы и балета в Париже и Лондоне – «Русских сезонов». После революции «сезоны» преобразились в «Русский балет Дягилева», в котором продолжился ее триумф. Тамара Платоновна также снималась в немом кино. А в 1930–50-е годы состояла вице-президентом британской Королевской академии танца.
1803
Комментирование данного материала запрещено администрацией.