Воскрешение любви

07:00 — 01.08.2013

Ирина Мухина

Воскрешение любви

07:00 — 01.08.2013

Ирина Мухина


Что побуждает браться за мемуары? Мотивы, наверное, разные – от благих до мелко тщеславных. Изданные в Нижнем Новгороде записки об ушедшем Светланы Рымаковой «Свиток жизни», похоже, продиктованы надеждой еще раз пережить состояние любви.

Смысл этого великого понятия для автора широк. Тут и нежная привязанность к близким, которых давно нет рядом. И страстное увлечение музыкой, книгами, удивительными местами, выдающимися личностями. И бурные романы с мужчинами… Воспоминания коренной нижегородки можно счесть всего лишь женским дневником, безыскусным и несколько сентиментальным, а потому не самым значимым. Но есть два обстоятельства.

Биография автора, начавшаяся на исходе 20-х годов ХХ века, несет печать главных испытаний столетия. Обратившись к предыстории своего рода по отцовской и материнской линиям, Светлана Васильевна в частной хронике предков, в изложении собственной жизни зафиксировала и семейные, и общественные реалии. Умонастроения, вкусы, уклад, увлечения дореволюционных разночинцев, превращенных ходом событий в советских интеллигентов, – мир этой среды, для которой новый порядок так и не стал родным, открывается в документальном повествовании.

Светлана Васильевна Рымакова немало лет трудилась в Литературном музее. Эта деятельность подарила ей знакомство и общение с замечательными персонами. Например, первая встреча с Екатериной Павловной Пешковой, женой Максима Горького, состоялась еще в 1958 году. А позже не раз довелось бывать в ее московском доме. Сотрудники музея ездили туда принимать от хозяйки дары – мемориальные вещи для создававшейся экспозиции нижегородского музея-квартиры писателя. Благодаря Алексею Максимовичу случились и другие знаковые встречи: с легендарной Марией Игнатьевной Будберг, с дочерью Шаляпина – Ириной Федоровной. Этим неординарным событиям мемуарист посвятила особые страницы, тоже делающие книгу интересной более широкому кругу читателей.

Как и главы о нашем театре оперы и балета. Именно туда, уйдя на пенсию, устроилась работать автор «Свитка жизни». Скромная должность билетера позволила осуществиться давней мечте – быть ближе к искусству, очарование которым еще с детства вошло «сладкою отравой в кровь». Оперные солисты Людмила Коржакова, Александр Правилов, Владимир Ермаков, Вера Сурикова, любимая балетная пара Елена Лебедева и Сергей Цветков – о них Светлана Рымакова пишет как верный поклонник, имевший возможность из вечера в вечер следить за творчеством артистов. Такой неравнодушный взгляд из зрительного зала, такое наблюдение в течение двух десятилетий – редкость. Способность пленяться талантом и подлинной красотой, умение любить и стремление выразить это чувство – подобные качества открываются во многих строчках по-своему примечательных воспоминаний.

1571

Комментирование данного материала запрещено администрацией.