Литературный и жизнь

07:00 — 18.07.2013

Ирина Мухина

Старый дом в ожидании перемен

Старый дом в ожидании перемен

Автор фото: Николай Бравилов

Литературный и жизнь

07:00 — 18.07.2013

Ирина Мухина

Литературный музей, справивший 85-летие, закрыт для посетителей. В его длинной биографии начался период поистине судьбоносный. Пауза, связанная с необходимостью ремонта старинного особняка, в котором раритеты обитают с 1934 года, для специалистов означает начало крайне напряженной работы. Предстоит создать принципиально новую постоянную экспозицию.

Ударная пятилетка

Времени впереди, казалось бы, много. По словам директора Государственного музея Алексея Максимовича Горького Тамары Александровны Рыжовой, 2018 год обозначен в планах как рубеж эпопеи. Сейчас на счет поступили областные средства, предназначенные для проектно-изыскательских работ. И коллектив очень надеется, что реставрация дома Варвары Михайловны Бурмистровой, памятника регионального значения, его приспособление к нуждам современной музейной деятельности изначально пойдет как надо. Момент очень тревожный и ответственный.

Но не меньше заботит специалистов и новая концепция показа уникального материала, иллюстрирующего биографию, литературную, общественную деятельность великого земляка, его связи с родным Нижним. Экспозиция, часть которой уже разобрана, формировалась еще в конце 80-х годов прошлого века. Все радикально изменилось с тех пор. Сотрудники музея давно понимали: от архаичности самой подачи горьковской темы надо избавляться в новом столетии. Но «куда ж нам плыть»?

Непростой вопрос, который профессионалы музейного дела обсудили недавно с членами ученого совета музейного комплекса — авторитетными горьковедами, писателями. Сначала напомнили о прежнем содержимом всех восьми залов, где были свои интересные экспозиционные ходы. Оставить что-то или радикально менять все?

Книга и интрига

Новейший опыт коллег подталкивает к экспериментам. В апреле 2013 года в Москве впервые прошел Международный форум литературных музеев, показавший, в каких направлениях идет инновационный поиск. Дом-музей Диккенса в Лондоне, Музей невинности в Стамбуле, Дом Гоголя в Москве — свежие примеры того, как литература становится поводом для смелого игрового взаимодействия с публикой. Все нацелено на более тесный и живой контакт экспоната и зрителя. Тот уже не пассивно внимает рассказу экскурсовода, а скорее — действующее лицо, вовлеченное в интригу, которую создает музейный показ. Участница форума Марина Григорьевна Кутукова, главный научный сотрудник Государственного музея А. М. Горького, привела яркий пример — превращение «нехорошей квартиры» в целый литературный парк-музей Булгакова. По предложению итальянских архитекторов в особую культурную среду будут включены и Патриаршие пруды, и часть Садового кольца столицы. А в основе масштабной затеи — книга, популярнейший во всем мире роман «Мастер и Маргарита».

Вряд ли у нас будут финансовые возможности столь же широко замахнуться. Да и наследие Горького не такое «самоигральное». Хотя многое в нем провоцирует на эмоциональный диалог, на актуальнейший спор. И сколько еще не постигнуто, не до конца понято! Как справедливо говорил в свое время Юрий Трифонов, Горький как лес, а мы несем из него одни грибы. По-настоящему интригует личность великого земляка. Есть притягательность в истории его невиданного взлета из низов к вершинам мировой славы. Есть поучительность в сюжете сотворения самого себя — этого беспримерного по духовной интенсивности и результату собирания собственного «я», оттачивания интеллекта, формирования гигантского культурного багажа. А женщины Горького! А его по-прежнему подозрительная смерть… Простор для нестандартных подходов!

«Всё в человеке»

Интересные предложения высказали члены ученого совета, некоторыми наметками поделились хозяева встречи. Елена Геннадьевна Агафонова, заведующая Литературным музеем, подчеркнула: будут ориентироваться на людей самого разного возраста, начиная с дошколят, и разного социального статуса. В обновленных залах обязательно будет действовать литературная студия пробующих перо. Оборудуют рабочие места для исследователей и студентов. Конечно, задействуют новейшие технологии, установят электронные киоски. Возможность виртуально пролистать раритетные документы и книги — великое благо для хранителей, озабоченных сбережением материального богатства прошлого. Тамара Рыжова говорила о намерении даже двор старинного особняка преобразовать, восстановить террасу, открыть там кафе. В первую очередь для молодежи должно стать притягательным это место. И ее обязательно привлекут к обсуждению будущности музея.

Центр международного горьковедения, дискуссионная площадка, клуб неформального общения и культурного досуга — вот в таком функциональном диапазоне видится перспектива. А концентрироваться эта деятельность должна, по задумке коллектива, вокруг глубокой горьковской концепции человека. Ее он формулировал художественным языком в своих произведениях. Ее касался в публицистике, о которой широкая публика еще так мало знает. Ей он следовал и в своей общественной деятельности, собирая вокруг себя творческие силы, опекая таланты, помогая развиваться литературе разных народов, ведя огромную благотворительную работу.

— Мы вступаем в крайне интересный и очень напряженный период жизни, — констатировала Тамара Александровна.

Королевская игрушка

Специалисты хотят сохранить атмосферу самого старинного дома. Напрямую с Горьким он не связан, но представляет собой интереснейший памятник того времени и той среды, которые нашли отражение в творчестве писателя.
«Изящным, как королевская игрушка», назвал Иван Рукавишников в своем романе «Проклятый род» особняк на Жуковской улице (ныне Минина). Принадлежал он его тете — Варваре Михайловне, в замужестве Бурмистровой. Эта купчиха мало похожа на кондовых персонажей Островского, представляя уже новую генерацию буржуазии. Вместе с мужем она была щедрой благотворительницей. И за эту деятельность отмечена званием почетной гражданки Нижнего Новгорода.

Дом, которому больше 130 лет, — один из красивейших нижегородских особняков со своеобразными интерьерами. И как жаль, что только в воспоминаниях современников да частично на фотографиях Максима Дмитриева остались дивный сад, оранжереи прилегавшей усадьбы! Они были предметом гордости Варвары Михайловны — с фонтанами, гротом, скульптурами, с экзотическими банановыми деревьями. Ходили слухи, что хозяйка платила своему ученому садовнику жалованье, завидное даже для городского чиновника. Она добровольно уступила свой дом, когда в 1918 году его национализировали и отдали под городской музей. Передала личную коллекцию живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

2513

Комментирование данного материала запрещено администрацией.