Драгоценный стежок

07:00 — 11.07.2013

Ирина Мухина

Юлия Калистова и ее панно «Жар-птица»

Юлия Калистова и ее панно «Жар-птица»

Автор фото: Николай Бравилов

Драгоценный стежок

07:00 — 11.07.2013

Ирина Мухина

В каникулярное время сотрудникам Музейно-выставочного центра Арзамасского района вовсе не до отдыха. Они проводят занятия для ребят из школьных и оздоровительного лагерей — рассказывают о старых обычаях и укладе, учат традиционному рукоделию. В этой просветительской и обучающей программе участвует вместе с другими мастерами центра ремесел Юлия Александровна Калистова.

Секреты старого костюма

Она единственная на сегодня в районе владеет старинной техникой золотного шитья. Если вы представили особу почтенного возраста, продолжающую семейное дело, то сильно ошиблись. Годами Юлия молода, по-современному активна, и уникальное умение вовсе не по наследству ей досталось.

Интерес к золотной вышивке просыпается у всякого, кто всерьез начинает заниматься коренными промыслами земли арзамасской. Только вот не всякому хватит усердия и способностей дойти до высокого уровня мастерства в непростом деле. У Юлии Калистовой к нему особый азарт. Может быть, и потому, что старинная техника вышивания — не только искуснейший навык, а своего рода ключик, открывающий увлекательный мир прошлого. Ведь молодая мастерица не отдельные узоры повторяет — стремится воссоздать русский народный костюм. Это уже деятельность зачастую исследовательская.

— Когда я впервые начала вышивать целый костюм, столько всего узнала! — вспоминает моя собеседница. — Оказывается, раньше девочку в купеческой семье сажали за вышивку будущего подвенечного наряда уже в шесть лет. Пока не закончит, не видать ей замужества. Конечно, сегодня такое немыслимо. Но специалисты нашего центра убеждены: сызмальства надо приобщать к рукоделию. Это прекрасно тренирует усидчивость и мелкую моторику, воспитывает целеустремленность и трудолюбие. А попутно современные ребята узнают историю своих предков.

Летние уроки

Именно потому, рассказывает Юлия Александровна, коллектив центра работает в тесном контакте с детским садиком. Понятно, малышам иголку с ножницами не доверят. Начинают с глиняной игрушки, тряпичной и мочальной куколки. И как же нравится маленьким рукодельникам самостоятельно мастерить! Да и ребята постарше, уверяет Калистова, отзывчивы на предложение сделать что-то своими руками в духе предков:

— Сейчас к нам на занятия ходят нижегородские школьники из оздоровительного лагеря «Ласточка». Внимательно слушают об истории местных промыслов, охотно пробуют делать кукол-плетенок, куваток. Конечно, я им рассказываю и о своем любимом золотном шитье.

— А кому даете его уроки?

— Есть постоянные местные ученицы. Особых успехов добилась Алена Амелина. Ей 14 лет, но уже можно говорить о ней как человеке по-настоящему творческом. Сейчас она воссоздает — правда, в уменьшенном варианте, для куклы, — традиционный женский костюм Арзамасского уезда.

Сорока золотобока

Сама Юлия Александровна завершает большую трудоемкую работу — копию старинного костюма жительницы села Чернуха. Реконструкция почти завершена: мастерица трудится над венчающим комплект головным убором — сорокой. А в планах — воссоздать арзамасский русский костюм. Такой Калистова вместе с тремя другими вышивальщицами когда-то выполнила для певицы Надежды Кадышевой.

Да, совсем немного в области тех, кто продолжает традиции ручной золотной вышивки. Эту практику вытесняет вышивка машинная. Интересно бы попробовать и ее, признается Юлия Александровна. Но уверяет: все же никогда не откажется от возможности своими пальцами вести по полотну ткани иголку с золотой ниточкой.

1989

Комментирование данного материала запрещено администрацией.