«Как жаль…»

09:00 — 04.07.2013

Ирина Мухина

Офорт «Крестьянка, пасущая гусей»

Офорт «Крестьянка, пасущая гусей»

Автор фото: Наталья Ермакова

«Как жаль…»

09:00 — 04.07.2013

Ирина Мухина

Такими, по свидетельству близких, были последние слова художницы Паулы Модерзон-Бекер, скончавшейся совсем молодой после рождения дочери. Сегодня нижегородцы могут видеть работы яркой представительницы немецкого изобразительного искусства. Галерея «Вещь в себе» до 26 июля демонстрирует более 60 рисунков и гравюр 1895–1906 годов.

«Сидящий ребенок», «Деревенские девочки», детская мордашка, выполненная углем. С чисто женской проникновенностью, но отнюдь не дамской по художнической энергетике, воплощала Паула свое предвкушение материнства, оказавшегося для нее роковым. Впрочем, темы ее творчества гораздо шире. Испытывая влияние Сезанна и Гогена, она обретала свой стиль и в живописи, и в графике, собственную философскую интонацию. Насколько это выделяет Паулу в ряду молодых коллег, обитателей знаменитой колонии художников в деревушке Ворп­сведе, как раз и видишь в экспозиции. Их работы тоже представлены. Молодая художница передавала свои впечатления от сельской патриархальности жестче, суровее других членов этого творческого союза. Но за драматичной напряженностью угадывается сочувствие человеку в неизбывной трагедии его земного пути.

Нижнему Новгороду повезло стать одним из шести российских городов, где выставку «Паула Модерзон-Бекер и художники Ворпсведе» Института связей с зарубежными странами (Штутгарт) демонстрирует Гете-Институт в рамках Года Германии. Вояж начался с залов Эрмитажа. Коллекция, в которую включены произведения нескольких авторов общего круга, дополнена фотографиями, декорирована баннерами с текстами стихов Рильке, возлюбленного Паулы. На ее безвременную смерть знаменитый австрийский поэт сочинил «Реквием», переведенный Пастернаком. «Есть между жизнью и большой работой старинная какая-то вражда…» Вражда, не давшая осуществиться, может быть, одной из ярчайших творческих судеб. Но не только поэтому мы вслед Пауле говорим: «Как жаль».

К великому сожалению, экспонирование интересного собрания в Нижнем трудно назвать удачным. Выставочное пространство галереи «Вещь в себе» маленькое. Часть прибывших работ просто не уместилась, и хозяева вынуждены предлагать посетителям «листать» их в стопке. Произведения развешаны по стенам не в один ряд, что при миниатюрности эстампов затрудняет восприятие оказавшихся в верхней зоне.

И все же для знатоков искусства это — значимое событие, расширяющее представления о пути, проделанном визуальной культурой в ХХ веке, о духовных исканиях европейцев, итог которых в ХХI столетии так мало радует.

1821

Комментирование данного материала запрещено администрацией.