Такие похожие… антиподы

09:00 — 04.07.2013

Ирина Мухина

Такие похожие… антиподы

09:00 — 04.07.2013

Ирина Мухина


Только что прошла российская премьера фильма «Да здравствуют антиподы!» Меж тем западная публика увидела и оценила ленту Виктора Косаковского гораздо раньше. В 2011 году она открывала Венецианский кинофестиваль, став первой в истории неигровой картиной, удостоенной подобной чести.

Работа наших соотечественников (а в команде известного кинодокументалиста немало россиян) собрала урожай наград. Оригинальность задумки, впечатляющие съемки, гармоничная целостность общей формы, сама высшая идея этого произведения не могут не восхищать.

В переводе с греческого «антипод» означает «против ноги». Издавна так называли обитателей противоположной стороны земного шара. Именно это первое значение слова и заинтересовало Виктора Косаковского. Удивительно, но реальных антиподов на планете немного, поскольку ее поверхность по большей части — водная. Легко сосчитать заселенные точки на суше, которые оказываются на концах одной прямой. По этим адресам и отправилась команда, потратив четыре года на поиск интересных людей, пейзажей, сюжетов. И вот знакомьтесь — четыре пары абсолютных антиподов. В их числе — Чилийская Патагония и окрестности Байкала. Мы то прошиваем планету, то обегаем ее крутые бока вслед за кинематографистами, постоянно перемещаясь в эти пункты — наблюдая, сопоставляя, восхищаясь, печалясь. На экране не видовой фильм о красотах Земли, хотя и это вошло в образную и смысловую структуру произведения. Оно пронизано нежным, добрым вниманием к земной жизни во всех ее проявлениях. Будь то вечерняя беседа двух сельских созерцателей в Аргентине, колка дров русской женщиной на фоне умопомрачительного пейзажа, разморенное жарой сообщество львов и соседствующее с ними — людей, фантасмагорическое движение лавы на Гавайях и легкое шевеление крыльев бабочки в Испании.

В ленте немало юмора, неожиданных параллелей. Например, песня о валенках, «неподшитых, стареньких», сопровождает кадры хлопот чилийского пастуха. Под мелодию аргентинского танца камера кружит в шанхайских трущобах. Мы видим захватывающий дух полет птицы над горами, снятый мастерски — одним головокружительно длинным планом. И муравьишку, тянущего былинку. И кита, чью выброшенную на берег тушу люди, словно те же муравьи, пытаются убрать из черты великолепного в своем величии океанического прибоя…

Кадры, снятые в точках-антиподах будто срифмованы особой поэтикой, иногда почти медитативной. Наше сознание освобождают от привычного клипового мельтешения и позволяют постигать те связи, что соединяют разные концы мира не прихотью режиссера, а неким высшим законом. «Что нового в мире?» — спрашивает служитель маленькой понтонной переправы путников. «Ничего нового», — отвечают те. Пожалуй, ключевые слова картины. Она посвящена нескончаемому коловращению бытия, что свершается по правилам, мало зависящим от человека. Так важно это понимать. Как и то, что люди-антиподы очень похожи друг на друга в этой своей включенности в вечную цепочку жизни планеты.

1835

Комментирование данного материала запрещено администрацией.