Хлеб художника

07:00 — 27.06.2013

Ирина Мухина

Вячеслав Грачев

Вячеслав Грачев

Хлеб художника

07:00 — 27.06.2013

Ирина Мухина

Речь вовсе не о тяготах добывания куска, а о том насущном, что питает духовное самостояние мастера. Пожалуй, именно этому посвящена новая выставка нижегородского живописца Вячеслава Грачева, открывшаяся в нашем художественном музее.

Он назвал ее «Истоки», подчеркнув концептуальность показа. А ведь представлены те два жанра, которые принято считать менее «идейными» в отличие от сюжетной картины, социальной зарисовки, портретов исторических лиц и современников. Изображение ландшафтов и предметных композиций гораздо чаще остается в рамках эстетических упражнений. Примеры тому мы видим на некоторых вернисажах, где гегемония пейзажа и натюрморта по этой причине даже раздражает.

Но нынешняя выставка заслуженного художника России Вячеслава Грачева — дело иное. За живописным мастерством отображения живой природы и вещного мира проступают глубинные слои образов и смыслов. Концентрируются они вокруг трех главных «персонажей», явно любимых автором, — деревья, яблоки, хлеба. Представляющие собой грандиозные емкие символы, каждый зовет в пространство мировоззренческих и философских обобщений. И это пространство художник широко открывает.

Деревья Грачева, часто искореженные ветрами жизни, не сдаются и, если умирают, то — стоя. Изломанная графика безлиственных ветвей вносит напряжение в мирное разнообразие сезонных красок пейзажей. Яблоки как апофеоз земной плоти и плод познания не только достоверно красивы на полотнах этого мастера. Они возвещают о цельности, о завершенной гармонии мира — возьми и вкуси.

На свой манер о вечном повествует и хлеб Грачева. А он часто пишет эти аппетитные караваи, буханки с поджаристой треснутой корочкой. Заглядывает ли в «Бабушкин чулан», любуется ли «Спелыми колосьями», выстраивает ли композицию из старых самоваров. Натюрморты этой серии получаются у художника, словно прокопченные неугасимой лампадкой и намоленные иконы. А еще темный — цвета сусла — общий коричневый тон воспринимаешь как колорит самой земли, крестьянского загара, остывающей печной утробы, живительной струи кваса. Краски земледелия — древнейшего труда и высшего искусства пробуждать созидательную силу природы. Таков хлеб художника, для которого важна и колористическая игра, и мысль, постигающая глубинную энергию бытия, и душа, питаемая подобными истоками.

Два жанра, три героя, немало раздумий о непреходящих ценностях делают новую выставку не рядовым отчетом автора «о проделанной работе». Хотя и о ней свидетельствует экспозиция, в которой из представленных 32 полотен почти половина — творения нынешнего года.

Интенсивность художнического труда Вячеслава Юрьевича отмечали на вернисаже. Говорили о крепнущем мастерстве автора, об особой пытливости постижения мира. И конечно, поздравляли с недавним событием: весной Вячеслав Юрьевич Грачев стал почетным членом Академии художеств России. Давненько из среды нижегородских мастеров не поднимались на эту высокую ступень.

Впрочем, сам виновник торжества демонстрирует сдержанное отношение к регалиям, справедливо замечая: их на стену не повесишь, публике предъявляешь только творчество. Каково оно на нынешнем этапе жизни Вячеслава Грачева, можно увидеть и оценить до 28 июля. Экспозиция «Истоки» работает в залах Дома Сироткина.

Источник: Фото с сайта художника

2776

Комментирование данного материала запрещено администрацией.