Печатное слово

07:00 — 20.06.2013

Печатное слово

Автор фото: Юрий Правдин

Печатное слово

07:00 — 20.06.2013

О скорой гибели печатной прессы поговаривают уже давно. Говорят об этом и известные аналитики, и заинтересованные читатели, и издатели, и сами журналисты, особенно же из тех, кто давно и прочно обосновался в Интернете. Технический прогресс не остановить, говорят они. 

Скорость появления гаджетов, их дешевизна и технические характеристики таковы, что гораздо выгоднее и удобнее узнавать новости с айфона или айпада, нежели по старинке покупать или выписывать газету. Печатная пресса доживает свои последние годы, пророчат технологические футуристы. Значит ли это, что свои последние годы доживают журналисты как класс?

Ретрореванш

Новости уходят в Интернет. Да что там уходят, ушли уже. В свое время печатная пресса уступила пальму первенства в подаче новостей радио, потом телевидению, теперь вот Интернету. Естественный отбор в действии. Кто быстрее работает, тот больше и получает.

Но вот что любопытно. Несмотря на всё технологическое превосходство радио, телевидения и уж, конечно же, Интернета над газетой, эта газета никуда не исчезает. О ее смерти многие твердили весь ХХ век, но вот уже и ХХI век начался, а газета все никак не умирает. Она модифицируется, приспосабливается, совершенствуется, но упорно не желает исчезать с лотков и прилавков, уступать место небольшому экрану с гигабайтами памяти.

Представляется так, что с печатной прессой происходит и, в конце концов, произойдет то же, что и с многими другими изобретениями человечества, технически устаревшими, но эстетически более совершенными, чем новинки. Электронные часы на батарейках отсчитывают время ничуть не хуже старых добрых механических на пружине, и при этом гораздо дешевле. Но некоторые принципиально предпочитают механику и платят порой немалые деньги, лишь бы каждый вечер заводить пружину и слушать, как встарь, успокоительное тиканье, а не видеть раздражающую неоновую подсветку.

Ретро никуда не уходит. Оно уменьшается в объемах, но сохраняет и даже прибавляет в качестве, становясь уделом уже не столь широкого круга любителей и ценителей. Электрический чайник или МР3-плеер гораздо удобнее и эффективнее самовара или патефона. Но многие сейчас специально ищут старые самовары и патефоны, и не коллекции для, а именно, чтобы вскипятить себе чай и послушать музыку на виниле. И старомодный самовар, и позабытые виниловые пластинки, и камин, построенный в доме с газовым отоплением, — все это милое ретро для чего-то нужно некоторым людям, хоть и обходится им весьма недешево. Гораздо дороже, чем иные современные технологии.

Профессиональный отбор

Это стало уже ходячей банальностью, но от старых вещей, сработанных до всяких модернов и постмодернов, веет каким-то уютом, каким-то теплом и человечностью, чего так не хватает многим в новомодных гаджетах. Электронная книга — это супер. Это модно, это дешево, это гораздо эффективнее старого доброго книжного томика. Но некоторых так и тянет по старинке полистать бумажные страницы вместо тыканья в сенсорный экран, и они по-прежнему будут покупать книги в бумажном переплете, не считаясь ни с какими расходами. Потому что им так комфортнее, им удобнее, им приятнее читать на бумаге, а не на экране. Как некоторым приятнее играть на акустической гитаре, хотя большинство профессионалов давно уже предпочитают электронные.

Так и газета. Она не исчезнет совсем, она перейдет в разряд ретро, в разряд предметов для избранных любителей и ценителей. Люди будут специально платить за доставку печатного экземпляра, лишь бы иметь удовольствие полистать за чашечкой кофе или сигарой свежий утренний номер.

И не того ради, чтобы узнать новости или комментарии. Все это Интернет предоставит быстрее и в куда большем объеме. Но в Интернете, как в море, водится всё, что угодно, а в газете, как в ресторане, будут подаваться лишь отборные «блюда», приготовленные проверенными профессионалами, прошедшими жесткий конкурс и получившими ГОСТ и международную сертификацию. И как многие люди умеют и сами приготовить себе что-нибудь поесть, но предпочитают обедать в ресторанах, так же и новостной поток способны воспринимать и анализировать практически все, но многие по-прежнему предпочитают оставлять это дело профессионалам. Журналистам.

На новый уровень

Интернет мог потеснить — и потеснил! — печатную прессу. Но прессу как таковую, как профессию или сообщество людей, добывающих, оценивающих, сортирующих, анализирующих и сообщающих информацию, эту прессу Интернет не убил. Он только поднял ее на новый уровень.

Информация перестала быть уделом избранных. Информация стала достоянием каждого. Утаить что-либо стало практически невозможно, при желании можно узнать все обо всем. Но эти мегатонны информации бесполезны для человека, не знающего, что конкретно ему нужно и как именно с информацией обращаться. Информации не просто много — ее непозволительно много. Причем всякой — проверенной и непроверенной, лживой и достоверной, важной и второстепенной, актуальной и бесполезной. Простой пользователь, жизнь которого не связана непосредственно с работой над информацией и который всего лишь хочет узнать, что важного и интересного произошло сегодня и может произойти завтра, по-прежнему вынужден обращаться к журналистам, к СМИ, как печатным, так и электронным. Потому что сам он просто физически не способен обработать колоссальный объем ежедневной информации, циркулирующей в Интернете.

Интернет поднял журналистику на новый уровень. Предпочтительным теперь является не столько добыча и сообщение новостей, сколько их обработка, синтез и анализ, предоставление публике уже не просто новости, а цельного продукта в виде репортажа или статьи, вычленяющих в информационном потоке самое главное, самое интересное и преподносящих читателю максимально сжатым и доступным способом. Конечно, имея при этом в виду и собственные интересы читателя. Кто умеет работать таким способом, тот будет процветать и дальше. Кто нет, исчезнет. Но в этом уже будет виноват не Интернет, а простая конкуренция.

Мнения

Перенесение контента из печати в Интернет из-за крайне высокой конкуренции там приводит к снижению качества. При этом доходы, которые дает реклама в интернет-СМИ (в том числе опять же из-за высокой конкуренции), не позволяют пока сохранять и развивать технологии серьезной издательской деятельности в сети. Поэтому будущее рынка СМИ — в сохранении печатных и других традиционных носителей одновременно с развитием передачи информации через Интернет.

Шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт» Татьяна Гурова.

Мы видим, что такой канал, как телевидение, вообще не работает с серьезными вопросами, ставит для себя только одну задачу — развлекать. Да, Интернет в какой-то мере заполняет нишу оперативной информации, но нишу общественной дискуссии, серьезных разговоров об окружающей действительности в регионах сегодня занимают местные печатные издания. И если их потерять, а многие из них на грани выживания, то ниша окажется пустой. Если государству нужны бездумные потребители, стремящиеся только к развлечениям, то можно обойтись и без газет, если же мы заинтересованы в сохранении читающей, думающей великой нации — нужно сделать все, чтобы сохранить и печатную прессу.

Генеральный директор издательского дома «Алтапресс» Юрий Пургин.

Если власти заинтересованы в том, чтобы наша страна оставалась читающей, то следует принимать системные решения. Приучение к чтению прессы — важная часть этой системной работы. У нас принята «Национальная программа поддержки чтения до 2020 года», но вот печатную прессу почему-то туда не включили.

Директор издательского дома «Свободная пресса» Юрий Таранцев.

Российский издатель не может выдержать конкуренции с крупнейшими иностранными издательскими домами, и в результате мы теряем многие прекрасные издания вроде «Мурзилки». Вместо того чтобы спонсировать массу скучных изданий, вливать туда сумасшедшие деньги, лучше развивать по-настоящему качественную прессу.

Директор издательского дома «Собеседник» Сергей Цыганов.

2057

Комментирование данного материала запрещено администрацией.