Легенда № 1

07:00 — 20.06.2013

Ирина Мухина

Легенда № 1

07:00 — 20.06.2013

Ирина Мухина


После шумного прокатного взлета фильма «Легенда № 17» на орбиту наших мультиплексов запущен «Гагарин. Первый в космосе». Но рекордной высоты зрительского признания он не достиг.

Премьера прошла скромно, возможно, и оттого, что ожидание ее выхода не нагнеталось так рекламно мощно, как предыдущей. И все же эта причина — не главная. Юрий Алексеевич Гагарин в сознании нового поколения соотечественников, пожалуй, миф иного ряда, нежели хоккеист Валерий Харламов. Ныне кое-кто даже ставит под сомнение легендарный полет. А если тот и не блеф, рассуждают скептики, то сам по себе парень с белозубой улыбкой — малозначительная величина. Ну, понадобилось на очередном этапе покорения космоса заменить собачку человеком, вот и запустили вокруг шарика «живые консервы». Когда подопытный благополучно возвратился, сотворили из него кумира. Наверное, как образец лобового советского пиара с беспримерным мировым резонансом Юрий Гагарин и подозрителен некоторым представителям новейшей генерации.

Безусловная заслуга фильма как раз в попытке заглянуть за плакатный образ и не развенчивать, а увидеть живого человека в растиражированной иконе. Драматургически киноповествование концентрируется вокруг того дня 1961 года — тревожного и триумфального. А уж он втягивает в свою орбиту ассоциации и воспоминания заглавного героя. Выстраиваются они прихотливо, без хронологии. То первая встреча с генеральным конструктором космических кораблей, то страшный эпизод оккупационного детства, то доводящие до смертельной черты тренировки, то семейные радости, то ревнивое соперничество в отряде космонавтов, где каждый мечтает стать первым. Трудный разговор подростка Юры с отцом, мудрым сельским плотником, о будущей судьбе откликается много лет спустя в беседе с отцом вторым. Это когда Сергей Павлович Королев почти буднично предупреждает перед запуском в космос: можешь не выжить при посадке.

И вот полет. Ужас и восторг, безумное напряжение перегрузок Гагарина и тех на Земле, кто понимает, чем могут обернуться возникшие неполадки. Создатели ленты стремятся показать людей, попавших в пограничную, почти нечеловеческую ситуацию. Острота ее перипетий поддерживает зрительский интерес, а добрая интонация настраивает на волну сочувствия. Понимаешь, что достойное противостояние страху перед неведомым, может, одна из высших мужских доблестей.

Каким же из всего этого вырастает образ «первого в космосе»? Актер Ярослав Жалнин похож на прототип не фотографически, а скорее лучезарностью глаз. Получился, пожалуй, свой парень. С характером и юмором, волевой и чуть более обаятельный, чем другие. Не супермен. Просто выпало стать первым, и был к этому готов — выдюжил. Место иконы заняла личность, однако что-то не позволило ей на экране достичь масштаба качественно нового Героя, легенды № 1. Возможно, не хватило исполнителю внутренней силы. Или опыта — режиссеру: у Павла Пархоменко, который много работал в качестве художника-постановщика, это — всего лишь вторая самостоятельная картина. Словом, не резонирует «Гагарин» с ожиданиями публики.

Меж тем, она ждет эпоса. И отечественный кинематограф на отечественном же материале все-таки начинает его творить. На очереди фильм о великом вратаре Льве Яшине. Под каким номером окажется эта легенда?

2210

Комментирование данного материала запрещено администрацией.