Место за экспортным столом

07:00 — 04.06.2013

Полина Кульбякина, Ольга Сафронычева при участии Константина Реданова

Место за экспортным столом

Автор фото: Юрий Правдин

Место за экспортным столом

07:00 — 04.06.2013

Полина Кульбякина, Ольга Сафронычева при участии Константина Реданова

Современные экономические реалии таковы, что если просто оставаться первым парнем на деревне и не стремиться к захвату новых рынков, об успешном развитии производства можно забыть. К сожалению, зачастую представители отечественных деловых кругов про эту прописную истину (даже несмотря на прошлогоднее вступление России в ВТО!), стыдливо пряча глаза в сторону, «забывают». В то время как наши зарубежные конкуренты используют буквально каждую возможность, чтобы заявить о себе, продвинуть собственные товары.

Импортная игла наточена

Скажем, на минувшей неделе в Нижнем Новгороде высадился десант аж из 150 представителей малого и среднего бизнеса Италии. Гости с Апеннин всерьез рассчитывают закрепиться в нашем регионе (подробности заседания Российско-Итальянской рабочей группы — на стр. 3). Бизнес-делегация из Франции выглядела не так внушительно по количественному составу, зато сделанные ею предложения были донельзя конкретны (итог визита — на стр. 2). А что же наши предприниматели?

— Если мы не будем стремиться к производству конкурентоспособной продукции, то в скором времени нас просто вытеснят с рынка и придется довольствоваться исключительно импортными товарами. Такая зависимость очень опасна: если нас посадят и на продовольственную, и на вещевую «иглу», то придется стоять и ждать, когда выдадут очередной кусок хлеба. Поэтому в ближайшее время надо что-то кардинально менять, — уверен заместитель гендиректора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Николай Сатаев.

С ним трудно не согласиться. Отсутствие конкурентоспособной на мировом уровне продукции, особенно в условиях ВТО, действительно грозит безопасности России.

Нефтяное сальдо

Если просто посмотреть на цифру экспорта из Нижегородской области, то, на первый взгляд, все вышеприведенное не более чем некие панические настроения. Действительно, из 8,8 миллиарда долларов внешнеторгового оборота региона 5,3 миллиарда приходится на экспорт (данные за 2012 год). То есть вроде бы мы не импортной подачки скромненько ждем, а сами «заваливаем» региональной продукцией зарубежные рынки. Есть только одно, но очень крупное «НО»: почти три четверти (73,4 процента) отправляемых за рубеж товаров — продукты нефтепереработки. Лишь то, что в советское время на нижегородской земле построили, а в российское не только сохранили, но и приумножили гигантов соответствующей индустрии, и позволяет региону держать положительное внешнеторговое сальдо. Представители же других отраслей скромненько предпочитают местные реалии. Мол, нас и здесь неплохо кормят. Но ставка лишь на отечественный рынок в условиях ВТО и пристального интереса со стороны зарубежных игроков стопроцентно проигрышна. Вопрос только во времени.

Однако только ли в нежелании нижегородских предпринимателей соваться с головой в международный омут дело? Может быть, у нас потенциальных экспортеров банально зажевывает шестеренками государственной машины?

Обучающий механизм

Разумеется, решать вопросы повышения конкурентоспособности и выхода на зарубежные рынки в одиночку невозможно. Нужна поддержка государства. И власти уверяют, что оная есть. По словам министра промышленности и инноваций региона Владимира Нефедова, для областного правительства развитие предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, — одно из приоритетных направлений. В регионе существует комплексная система поддержки экспорта. В частности, для содействия малым предприятиям в выходе на внешние рынки создан Центр развития экспортного потенциала. В качестве представителя деловой информационной сети активно работает «Евро Инфо Консультационный центр». Все это способствует тому, чтобы нижегородские предприниматели могли работать на зарубежных рынках цивилизованно, подчеркивает министр.

Другой, не менее интересный вопрос: а обладает ли наш бизнес, особенно малый и средний, потенциалом, чтобы работать на зарубежных рынках? Все тот же международный опыт дает на него утвердительный ответ. Результаты многочисленных исследований, проведенных как в России, так и за рубежом, свидетельствуют: конкурентоспособность компании возрастает, если она занимается экспортной деятельностью. Ведь экспорт — естественный обучающий механизм, заставляющий бизнес постоянно повышать конкурентоспособность, развиваться и внедрять инновации. Сейчас в России из общего количества предприятий малого и среднего бизнеса менее одного процента занимаются экспортной деятельностью. В развитых странах этот показатель в 15–20 раз больше.

Господдержка по факту

— Государственные структуры готовы поддержать экспортоориентированные предприятия малого бизнеса, в том числе и финансово, — уверен заместитель генерального директора Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Александр Ермошин. — Например, на сертификацию продукции можно получить субсидию до одного миллиона рублей, покрыв при этом 80 процентов своих расходов. Начинающие экспортеры могут рассчитывать на гранты до 600 тысяч рублей. Предусмотрена компенсация части затрат предприятия на участие в деловых миссиях, содержание зарубежного филиала. Даже создать сайт компании на иностранном языке можно с использованием господдержки.

Правда, все субсидии даются, что называется, по факту: сначала предприятие тратит собственные средства, а потом предоставляет документы в региональные органы власти и получает компенсацию.

По словам директора ГАУ «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области» Владимира Селезнева, в нашем регионе действуют многие федеральные меры поддержки внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, и предприниматели довольно активно используют и субсидии, и гранты. Так, может быть, дело в том, что нижегородские товары банально не конкурентоспособны? Дескать, не умеем мы выпускать то, что задело бы за душу капризных иностранцев?

Заставить блестеть золото

11 золотых, 3 серебряные, 1 бронзовая медаль — таков «улов» 16 проектов, представленных 13 нижегородскими участниками 24-й международной выставки изобретений, инноваций и технологий ITEX’13, которая проходила в городе Куала-Лумпур (Малайзия) (подробности в «НП» № 56 от 26 мая). Участие нижегородских производителей в международных форумах и выставках, с подачи регионального правительства, давно уже стало привычным делом.

…Но можно сколько угодно получать «золота» за свою продукцию и идеи на престижных мировых выставках. В свое время ГАЗ-21 признавался лучшей машиной на планете. Вот только сейчас, 55 лет спустя после знаковой победы на Гран-при в Брюсселе, россияне в основном ездят на иномарках, а выпуск «Волги» Горьковским автозаводом давно прекращен. Настает время учиться на собственных ошибках.

Мнения

Владимир Селезнев, директор ГАУ «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области»:

— В 2013 году мы планируем организовать целый ряд мероприятий для экспортеров: бизнес-миссии в несколько стран, консультационный совет по поддержке и развитию предпринимательства в государствах СНГ, обучающие семинары. И тут нам необходима обратная связь, чтобы понять, какие темы и рынки особенно интересны предпринимателям. Средства на проведение этих мероприятий, конечно, есть, но они не безграничны. Поэтому нам хотелось бы не «умничать» самим, а получить от бизнеса конкретные предложения. Кстати, мы рассчитываем, что уже в ближайшее время общаться с предпринимателями станет проще. Сейчас реформируется официальный сайт, он будет интерактивным.

Станислав Спицын, экс-глава Центробанка по Нижегородской области:

— В плане конкурентоспособности нам есть чему поучиться у Европы, к которой мы так стремимся. Там проявляют жесткость в размещении производства. В качестве примера могу привести Чехию: она перестала выращивать картофель, потому что конечная стоимость продукта оказывалась больше, чем у соседней Польши. А пустующие земли решено было засеять рапсом, который используется и в качестве корма, и как биотопливо. США закупают нефть в Средней Азии, а нефтепродукты у них стоят гораздо дешевле, чем в нашей стране. Но, как стало известно, к 2020 году они хотят восстановить производство на своей территории (крупное месторождение было обнаружено на Аляске). Необходимо уточнение кредитно-денежной политики, во многих странах это подразумевает обеспечение полной занятости населения, стабильных цен, а также реального профицита бюджета.

2010

Комментирование данного материала запрещено администрацией.