Министерство образования опозорилось. Снова

07:00 — 01.06.2013

Министерство образования  опозорилось. Снова

Министерство образования опозорилось. Снова

07:00 — 01.06.2013

Это повторяется каждый год во время проведения Единого государственного экзамена, с тех пор как он был введен в качестве обязательного по всей стране.

Народный саботаж

К этому, казалось, уже можно было бы привыкнуть. Да вот никак не получается.

Как и каждый прошлый год, в этот раз тесты и задания ЕГЭ, подчас вместе со всеми ответами, вновь оказались в открытом доступе. Их выкладывали в Интернет и разного рода добровольцы-выпускники, и мошенники, и сами школьные спецы, получающие задания на руки за несколько часов до экзамена. Доступ к заданиям и ответам предоставлялся и бесплатно, и за деньги, причем достаточно небольшие. Иногда за несколько часов до экзамена, иногда даже за несколько дней.

Никакие угрозы и кары со стороны высокопоставленных чиновников от образования и даже самого премьер-министра не останавливают поток народного саботажа ЕГЭ. По сути, это именно саботаж; никак иначе все происходящее назвать невозможно.

Словно весь народ, которого так или иначе еще заботит образование – от выпускников и их родителей до школьных преподавателей и вузовских профессоров, – задался целью дискредитировать, освистать, провалить, в сущности, весь этот эксперимент с ЕГЭ и привязанную к нему реформу образования. Несмотря на все угрозы и меры предосторожности, несмотря на меры безопасности и показательные кары, каждый год случаются утечки, каждый год придумываются всё новые и новые способы обойти ЕГЭ и сдать его как угодно, но только не собственными знаниями.

Бесполезные усилия

Пробелы в системе ЕГЭ могут возникнуть на любом уровне. Как самих выпускников, беспрепятственно фотографирующих тесты и выкладывающих их в Сеть, так и на уровне министерских чиновников, решивших заработать немного денег на продаже заданий и ответов ЕГЭ. Чаще всего, однако, проколы случаются на региональном уровне, со стороны губернских и республиканских властей, чей рейтинг доверия в центре рассчитывается, в том числе, и по показателям сдачи ЕГЭ в регионе.

Можно представить себе, как стараются местные начальники поднять общий уровень оценок экзамена на своих территориях. Особенно наглядно это видно в кавказских регионах и особенно показательно в ЕГЭ по русскому языку, средний балл по которому в отдельных кавказских республиках значительно выше общероссийских показателей. А потом эти блестящие знатоки русского языка поступают в ведущие столичные вузы и делают ошибки в текстах на уровне третьего класса.

Глядя на всю эту красоту, всё больше и больше родителей, изначально рассчитывавших на честную сдачу экзаменов своим чадом, просто опускают руки. О какой честной конкурентной борьбе может идти речь, если старательный «ботаник», день и ночь готовившийся к экзамену, все равно проиграет своим одноклассникам, догадавшимся скачать и задания, и ответы из социальных сетей? Другие договорятся с учителем. Третьи – с нужным чиновником от образования. Масштаб списывания и жульничества на ЕГЭ, что бы там ни говорили чиновники от Минобра, колоссален. Быть честным в такой ситуации невыгодно и просто бессмысленно. И что теперь делает Единый государственный экзамен? Оценивает уровень знаний учеников, полученных ими за десять лет обучения? Серьезно?!

Когда в предыдущие годы проталкивали ЕГЭ, главной, ежели не единственной мантрой в пользу нововведения, была борьба с коррупцией. Ну как, победили? Коррупция просто сместилась с уровня вузов на уровень школ и чиновников от образования и там расцвела еще более пышным цветом, чем до введения ЕГЭ. Если главной целью ЕГЭ было победить коррупцию в образовании, то эта цель не достигнута. И, более того, не просматривается никаких способов её достижения в ближайшее время. За пять лет в этом можно было бы уже убедиться. Так что «антикоррупционный» аргумент побит практикой и может быть выкинут за ненадобностью.

Торжество примитивности

Раньше ученики проходили сквозь двойное сито экзаменов: школьных и вузовских. У откровенных дебилов было не так много шансов попасть в институт или университет, когда на вступительных экзаменах их экзаменовали те самые преподаватели, которым потом пришлось бы их учить. Сейчас вузы вынуждены брать всех выпускников, у которых есть достаточный проходной балл, и неважно, каким образом этот балл получен. В результате половина студентов отсеивается после первой же сессии. Это не равенство доступа к высшему образованию. Это облегчение доступа к нему путем профанации самого образования и примитивизации, если не сказать грубее, учеников.

Что толку, что ЕГЭ формально дает равный доступ к месту в МГИМО выпускнику какого-нибудь столичного лицея и школы из уральской деревушки, если, во-первых, образование в этих школах качественно отличается друг от друга, а во-вторых, и там и там имеется доступ к Интернету и заранее украденным заданиям ЕГЭ? Поступить, конечно, могут оба. А как насчет того, чтобы учиться дальше?

Невозможно уже доказывать преимущество ЕГЭ перед прежней экзаменационной системой, не впадая при этом в противоречие с практикой, реальностью и здравым смыслом. ЕГЭ провалился не только в качестве независимой оценки знаний. Тестовый, по преимуществу, метод в принципе подрывает всю систему образования, как среднего, так и высшего, сознательно или нет способствуя дебилизации школьников. Односложные ответы способствуют выработке односложного, по преимуществу, примитивного мышления, препятствуя выработке его широты и гибкости, отсекая всякую сложность и неоднозначность, поощряя тупую зубрежку вместо развития сообразительности и изобретательности. Сложная, многомерная, неоднозначная картина мира уступает место плоской схеме тестовых вариантов вопросов и ответов, либо примитивных до зубовного скрежета, либо попросту бесполезных.

Эти ежегодные провалы и скандалы с ЕГЭ, этот массовый народный саботаж министерского эксперимента свидетельствуют уже со всей наглядностью и очевидностью: дальше некуда. Пора прекращать эксперимент и отменять ЕГЭ. А не просто увольнять очередного замминистра или самого министра.


Между тем

По информации министерства образования Нижегородской области, двое нижегородских выпускников, которые были удалены с экзамена по русскому языку из-за мобильных телефонов, не смогут в этом году пересдать ЕГЭ и получить аттестаты о среднем образовании. Такое решение в четверг приняла государственная экзаменационная комиссия, основываясь на порядке проведения Единого госэкзамена, рассмотрев объяснительные самих выпускников и организаторов в аудиториях. Пересдать экзамен по русскому языку они смогут только в мае-июне 2014 года.

В тот самый день, когда комиссия приняла столь жесткое для ребят решение, их сверстники сдавали ЕГЭ по трем предметам на выбор - истории, биологии и по информатике и информационно-коммукационным технологиям. По информации того же ведомства, сведений о нарушениях порядка проведения экзаменов не поступало. Они прошли в штатном режиме.

1868

Комментирование данного материала запрещено администрацией.