Архив номеров — №57 от 30.05.2013
Отпевание в стиле блюз
Отпевание в стиле блюз
Красивая мелодрама не часто появляется на современном экране. Царствует боевик да образцы фэнтези, в которых под шелухой неземных компьютерных диковин все тот же боевик. Так что изголодавшимся поклонникам историй о настоящей любви сделан подарок — фильм «Великий Гэтсби».
Им открыли нынешний 66-й Каннский кинофестиваль. Сам знаменитый роман почти 90-летней давности, вдохновивший нынешнюю экранизацию, — гораздо больше, чем сюжет о трагически закончившейся страсти заглавного героя. Автора, классика литературы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, называют американским выразителем духа «потерянного поколения». Он обрисовал блестящую эпоху 1920-х как предвестие великой депрессии. Не в экономике, а в человеческих отношениях открыв свершившийся кризис, который и привел большую страну к небывалому упадку. Припорошенный где золотой, где шлаковой пылью Нью-Йорк вовсю бурлит энергией денег и сомнительных удовольствий, но он уже царство теней. Почти не осталось настоящих чувств, особенно любви, верности, надежды. Сам Фицджеральд придумал термин для того времени — от завершения Первой мировой войны до 30-х годов прошлого века — эпоха джаза.
Австралийский кинорежиссер Баз Лурман уловил эту музыкальность литературного оригинала, меланхолию блюза, пронизывающую текст. И попробовал сделать ее одним из ключевых образов своего нового фильма. А то, что он — большой мастер по этой части, скажет всякий, кто видел ошеломительный «Мулен Руж» Лурмана.
В «Великом Гэтсби», как и в том знаменитом киномюзикле, опять сквозь карнавал жизни с избыточными красками праздника, с ликующими мелодиями оркестров прорывается подлинная драма. Уж она-то горазда срывать маски. И загадочный богач Гэтсби с туманным прошлым и еще более подозрительным настоящим вдруг оказывается подлинным героем. Последним пылким влюбленным, способным ради единственной своей женщины и ради великой своей мечты жертвовать всем. В то время как презирающие «авантюриста» представители породистой американской элиты не хотят жертвовать ничем. Они циничнее всякого мафиози в деле предательства, на которое готовы, когда что-то хоть чуть-чуть нарушает их самодовольное поглощение радостей и гармонии жизни.
«Великий Гэтсби» — отпевание в стиле блюз ушедшей эпохи больших чувств, попранных эрой безудержного потребления всего и вся. Баз Лурман нарочито не грузит этими смыслами свое киноповествование, но они читаются в красиво выстроенных кадрах, меж строк волнующих перипетий необыкновенной любви и банальной смерти Гэтсби.
То, что в его роли Леонардо Ди Каприо, придает картине ценности в глазах части публики. Возмужавший актер все тот же неотразимый Романтик, образ которого так удался ему и в «Титанике» Джеймса Кэмерона, и в «Ромео плюс Джульетта» База Лурмана. На экране он любит по-прежнему прекрасно: юношески трепетно, по-мужски жертвенно. И это не может не трогать уставших от нашего тотального цинизма.
Словом, эстетски изысканная, стильная мелодрама, повествующая о законах человеческого сердца и законах времени, в котором то страдает, по-прежнему чарующее кино.
2008
Комментирование данного материала запрещено администрацией.