Прогулки с Достоевским

22:43 — 08.05.2013

Прогулки с Достоевским

Прогулки с Достоевским

22:43 — 08.05.2013

«Записки сельского учителя» — так называется продолжение труда педагога и писателя Николая Лобастова, живущего в Лыскове.

Подобно первой книге, озаглавленной «Путь домой», вторая посвящена истории русской классической литературы. А точнее, ее осмыслению с позиций православного человека и гражданина. Из всего массива отечественной классики автор выбрал четырех ярких ее представителей — Островского, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. И на их примере рассмотрел философские и духовные грани той составляющей русской культуры XIX века, которая, по его мнению, явилась своего рода базисом для формирования революционной идеологии. А значит, вольно или невольно, сыграла определенную роль в потрясших Россию социальных катаклизмах, приведших наше Отечество к безмерным потерям, людским и нравственным.

До 1917 года у нас не было единого взгляда на писателей-классиков. Национально мыслящая часть интеллигенции давала им одни оценки, левая интеллигенция — иные. Лишь в советское время, отмечает автор, провели унификацию, и это обернулось насаждением известных штампов и мифов. Не столько неверных, сколько однобоких. Одномерной может показаться и трактовка Николая Лобастова, но настолько же однонаправленны евангельские истины.

Итак, автор не отменяет и не ниспровергает признанных авторитетов. Он предлагает взглянуть на них и их книги глазами христианина.

Разбору наследия четырех классиков предпослан философский экскурс в их эпоху. То было время бурного расцвета нигилизма. Социализм стал для интеллигенции и ее ядра, писателей, новой религией. Возникла стойкая вера, что стоит изменить общественный строй, как наступит земной рай. Строить его предлагалось без Бога. Не только четверка столпов литературы, которой посвящена большая часть книги, но и публицисты и критики Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский и сонм фигур помельче настойчиво клонили русское самосознание в ту сторону. Брошенный на их пропаганду ресурс помог сломить сопротивление тех, кто предостерегал и взывал к православно-христианской и государственнической традиции, — отцов церкви, славянофилов и так далее. Их никто не слушал, пишет Николай Лобастов, и вышло так, что общественность не смотрела в корень проблем, а «обсуждала детали летящего в пропасть поезда».

Для обоснования своих доводов автор постоянно обращается к таким мыслителям, как Пушкин, Гоголь, Леонтьев, Розанов, Ильин и, прежде всего, Достоевский. Автор «Братьев Карамазовых» и «Бесов» является поводырем мысли Николая Лобастова.

Многие места его книги звучат очень современно. Пафос, присущий западникам и обличителям позапрошлого века, узнается в образе мышления и даже лексике нынешних активистов либеральной общественности и несистемной оппозиции. Воистину, ничто не ново под луной. Все это делает книгу Николая Лобастова необыкновенно актуальной и созвучной нашей эпохе.

2470

Комментирование данного материала запрещено администрацией.