Лед и пламень

22:43 — 08.05.2013

Ирина Мухина

Лед и пламень

22:43 — 08.05.2013

Ирина Мухина


Сеанс фильма «Легенда № 17», на который я попала, завершился под аплодисменты зрителей. Чтобы не фестивальный, не парадно премьерный, а вполне будничный просмотр так закончился…

Впрочем, удивляться не приходится. Новая отечественная картина возвращает нам ценное ощущение достоинства. Достоинства соотечественников, которых связывает трудное и трагичное, но все же исполненное славы и преодолений прошлое. Достоинства людей, способных побеждать, когда победить вроде бы немыслимо. Как случилось в знаменитом матче сборной СССР 1972 года с профессионалами НХЛ. Наконец, достоинства нашего кинематографа. Не разучились, оказывается, снимать захватывающее кино. Покоряющее не компьютерными спецэффектами, а энергией драматургии, силой эмоций, психологической выразительностью, яркостью актерского воплощения незаурядных характеров.

Понятно, сам «исходный материал» благодатен. Легендарный хоккеист Валерий Харламов, главный герой ленты, памятен фанатам ледовых боев. А вид спорта, в котором форвард блистал, — это источник напряженных сюжетов бескомпромиссного соперничества. Поле-то ледовое, а схватки на нем по-мужски жесткие и пламенные. Харламов, в котором, по видению кинематографистов, соединились испанская страстность с русской бесшабашностью, будто специально создан для такой стихии.

Правда, только порывом, прирожденным талантом и бойцовским темпераментом ни в жизни, ни в спорте многого не добьешься. Нужна еще холодная голова, умное руководство. И судьба подарила советскому хоккею такого великого тренера — Анатолия Тарасова. В фильме это не просто опытный наставник, а яростный стратег и поэт игры, Пигмалион, твердой рукой шлифующий характеры парней. Он порой жестоко тренирует не только их мышцы и спортивные навыки, а нервы, волю, гладиаторское бесстрашие перед любой опасностью. Лишь так победишь — преодолевая себя. Без сомнения, это лучшая роль Олега Меньшикова последних лет.

Но главная удача картины в столкновении-единении двух незаурядных личностей — учителя и ученика. Поначалу неопытным и амбициозным парнем, влюбленным в хоккей до самозабвения, предстает перед зрителем экранный Валерий. Такому без закалки легко сломаться в ледовой битве за победу. И герой в обаятельном воплощении Данилы Козловского проходит за два часа картины сложный путь возмужания. Напряженно сопереживаем ему, упорно преодолевающему испытания болью травм, отчаянием потерь, опасностями выбора. А прощаемся на пике его Победы. Дело не только в двух забитых Харламовым шайбах из тех семи, что обеспечили триумф нашей сборной в Монреале. Ведь в хоккее, как в судьбе, важно добиваться максимального результата все-таки не любой ценой, но сохраняя самоуважение и приобретая уважение даже противников.

Крепкое профессиональное и человечное кино снял режиссер Николай Лебедев, подтвердив авторитет хорошего мастера нового поколения. В его «Легенде № 17» помимо прочих достоинств есть еще и урок нам сегодняшним, преподанный не назидательно, без позы и сентиментальной ностальгии. Какой? Посмотрите фильм и легко поймете.

2473

Комментирование данного материала запрещено администрацией.