Литературой сыт не будешь

07:51 — 07.05.2013

Литературой сыт не будешь

07:51 — 07.05.2013


Уважаемый политик, бизнесмен и ресторатор Александр Котюсов не так давно стал еще и обладателем престижной литературной премии, учрежденной авторитетным порталом «Проза.ру». Как водится, по этому поводу следовало бы написать очерк или там статью, но зачем? Ведь лучше самого писателя не напишет никто, так что ему и слово. Александр Котюсов — о премии, творчестве и литературе.

Понятие Общества

— В основу рассказа-победителя «Женькина квартира» легла реальная история. Всё случилось лет двадцать пять назад. Действительно был такой парень Женька, затюканный алкоголик, живший в страшной квартире с выломанной дверью и выбитыми окнами, готовый ради бутылки водки продать последнюю рубашку.

Я общался с ним два-три месяца, видел, как медленно он опускается на дно. Да собственно, в момент знакомства Женька уже там и был. Конечно, как и в любом художественном произведении, в рассказе много придуманного. По секрету скажу, что та часть рассказа, где речь идет о матери, ее жизни в шахтерском городке, переезде, беременности, смерти — это все придумано. Про его мать мы с Женькой никогда не разговаривали. Что сейчас с самим героем, точнее — с его литературным прототипом, я не знаю. Жив он или нет, мненеизвестно.

Для меня главное в этом рассказе не страшилка о тяжелой жизни алкоголика. Ключевая идея — показать, что таких, как Женька, вокруг нас много. Мы их брезгливо называем бомжами, зажимаем нос, проходя мимо, отводим взгляд.

Но когда-то все они были обычными, нормальными детьми! А потом оказались в тяжелых жизненных условиях. Где-то им не помогли, где-то подтолкнули к краю, и у них не хватило силы или желания противостоять нависшей беде. Своим рассказом я хотел напомнить всем нам, что мы живем в жестоком обществе, которое далеко не всегда хочет помогать оступившимся. А ведь социум — это не какое-то мифическое понятие, это мы, я, вы, наши друзья, знакомые.

На потребу не умею

— Премия для меня, безусловно, важна. Я ими не избалован. Это вторая. Первая была полтора года назад, за эссе о нижегородско-питерском поэте Борисе Корнилове. Премию же, учрежденную порталом «Проза.ру», можно смело назвать народной. Количество писателей, участвовавших в конкурсе, было огромно. В полуфинал попало 500 литераторов, в финал 50. И хотя я понимаю, что писатели с именем, книги которых стоят во всех магазинах на полках, в конкурсе не участвовали, для меня значимость победы меньше не становится.

Искренне надеюсь, что благодаря этой премии мое творчество станет более заметным. Материальным призом будет издание новой книги. Она должна выйти в этом году и будет распространяться прежде всего в московских магазинах, а это уже дорогого стоит.

В целом же рассказ получился жестким. Даже, наверное, жестоким. Многие читатели спрашивают: «Зачем ты так? Надо было делать хэппи-энд». Ответ простой. Я не профессионал, в том смысле, что пишу рассказы так, как у меня получается, а не так, как надо читателю. Они у меня льются изнутри. По заказу, на потребу я не умею.

Почему лучше быть предпринимателем

— Что касается литературного процесса в России в целом, то тенденция сегодня очевидна. Люди стали читать меньше. И это грустно, очень грустно. Общаясь с молодыми людьми, я вижу, что многие вообще ничего не читают. А другая часть населения предпочитает книги, которые забываются сразу после закрытия последней станицы: дешевые детективы, бульварные романы, какие-то странные пересказы фильмов. Авторы подобных произведений, должно быть, достаточно успешны в коммерческом плане.

Конечно, еще есть писатели с именем, люди заслуженные и имеющие широкий круг читателей по всей стране. Таких людей немного. Не знаю сколько: десять ли, двадцать. В любом случае не больше сотни. У одних тиражи велики, у других меньше. Эти писатели востребованы, их переводят на другие языки, приглашают в различные города и страны на выступления, они ведут колонки в различных журналах, им платят за это деньги. В результате они могут существовать относительно неплохо, хотя это не идет ни в какое сравнение с жизнью любого более или менее крупного предпринимателя, а иногда и не очень крупного.

Третья же категория — самая большая. Это люди, которым литература ничего не приносит финансово. Таких писателей тысячи. Про многих мы почти ничего не знаем. Они пишут в свободное время, а зарабатывают в иных отраслях.

1317

Комментирование данного материала запрещено администрацией.