Кладовая наших потомков

06:00 — 27.04.2013

Во главе с капитаном

Во главе с капитаном

Автор фото: Анастасия Лукина

Кладовая наших потомков

06:00 — 27.04.2013

Нижегородский информационный центр по атомной энергии, на два часа, можно сказать, превратился в кают-компанию. В среду 10 апреля здесь состоялась встреча курсантов речного училища с капитаном атомного ледокола «Ленин» Александром Бариновым.

Почетный гость приехал в волжскую столицу из Мурманска специально для того, чтобы рассказать будущим коллегам о ледокольном флоте, который сейчас находится в «ведомстве» Росатома, о работе моряков, исследователей полярных широт в суровых арктических условиях.

Значение флота в жизни человечества, несмотря на появление самых современных, самых скоростных средств транспорта, самолетов, остается огромным. Почти две трети грузов на планете перевозится морским путем. Грузоподъемность судна в сто раз больше, чем самого большого аэробуса.

В морских коммуникациях особую роль играет Северный морской путь, соединяющий Западную Европу и Азию. Он вдвое короче традиционного маршрута через Суэцкий канал. Но для успешного использования его преимуществ необходимы мощные суда, проламывающие многометровый ледяной панцирь, пролагающие путь танкерам и контейнеровозам.

Россия – единственная держава, имеющая атомный ледокольный флот. Наша страна к тому же родина первого в мире ледокола «Ермак» и первого в мире атомного ледокола «Ленин». «Сердце» всех атомных судов – реакторные энергетические установки, подчеркнул гость, создаются в Нижнем Новгороде, в ОКБМ «Африкантов».

«Ленин» успешно проработал в северных широтах 30 лет, то есть больше, чем официально отведенные ледоколам четверть века. Сменившая его «Арктика», головное судно второго поколения атомоходов, трудилась на три года дольше. Всего же в России было построено десять атомных ледоколов. В этом году заложен ледокол нового поколения, способный работать как в морских условиях, так и на речном мелководье. Он будет оснащен новой РЭУ «РИТМ 200», разработанной специалистами ОКБМ.

– Александр Николаевич, каково быть капитаном корабля, поставленного на вечный прикол? – Интересуемся у гостя.

– Действительно, в 2009 году ледокол «Ленин» решили сделать музеем и поставили на плавпричал в центре Мурманска, около здания морского вокзала. Сейчас это одно из самых посещаемых мест в городе: из 400 тысяч жителей 120 тысяч уже побывали у нас. Все гости города посещают наш ледокол. «Ленин» сейчас не только музей, на нем располагается один из 17 информационных центров по атомной энергии госкорпорации «Росатом».

Тем не менее судно остается сложным сооружением, находится на плаву. А значит, на нем должна быть судовая команда. А команде полагается капитан. Конечно, стоять у причала – не то, что ходить в море. Мы открыты для посетителей, больше приходится выполнять представительские функции, встречаться с прессой, отвечать на многочисленные вопросы, пропагандировать атомный флот, профессию. И, что очень важно, часто организуются встречи со школьниками, с детьми.

Здесь, в Нижнем, не могу не отметить высочайшее качество реакторов, которые разрабатываются в ОКБМ. Вообще, специалистов – конструкторов, инженеров и флотских связывает не только общее дело, но и простая человеческая дружба. Ваши специалисты очень отзывчивы, всегда готовы помочь, прислушиваются к нам, эксплуатационникам.

– Чем вас привлекает Арктика?

– Это удивительная, красивейшая страна, к счастью, еще не загаженная «хозяином природы» в отличие от больших городов. Условия там действительно суровы, к комфортной жизни не приспособлены. Но природных богатств там великое множество, пока они не все открыты, не все доступны. Это кладовая для наших потомков. Для ее освоения атомный флот просто необходим.

2276

Комментирование данного материала запрещено администрацией.