Тайна ноль третьей планеты

07:00 — 18.04.2013

Ирина Мухина

Тайна ноль третьей планеты

07:00 — 18.04.2013

Ирина Мухина


Как догадался один замечательный фантаст, даже в космосе человек ищет подобие себя. Эту истину еще раз подтвердил новый российский анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза».

Определение «новый» справедливо, впрочем, лишь отчасти. Уже по названию ясно, что классик отечественного экрана Георгий Данелия представил оригинальную авторскую интерпретацию своей популярной картины 1986 года. Версия мультяшная в отличие от игрового оригинала, что меняет эстетику, а значит, и восприятие происходящего на экране. Несколько отличаются от прежних герои, сюжетная линия. Однако сердцевинная идея произведения неизменна. И оказалась вполне актуальной в радикально изменившихся реалиях нашего общества.

Странным образом, не по своей воле попав на планету Плюк, знаменитый виолончелист Чижов и его дальний родственник из провинции юный Толик переживают вроде бы невероятные приключения. Но если отбросить фантастическую атрибутику, жизнеустройство на космическом объекте под номером ноль три сильно напоминает некие земные стандарты, только доведенные до абсурда. Жесткая иерархия: пацак прислуживает чатланину, тот низко приседает с радостным «Ку!» перед себе подобным в желтых штанах. Все вожделеют КЦ, дающее безграничную власть, и готовы на любое негодяйство ради обладания этим спичечным эквивалентом счастья. Разве на Земле из века в век не переходит та же схема отношений, слегка трансформируясь и маскируясь флером демократии или социальной демагогии? Вместо желтых штанов может явиться малиновый пиджак, крутую гравицапу сменить «порш», КЦ — евро, доллар, иная валюта, суть та же…

Впрочем, два героя экранной истории все же заметно отличаются от обитателей Плюка. Они не гуманоиды, а люди. Потому не бросают в беде друг друга, готовы даже выручить местных Уэфа и Би, столько раз коварно обманывавших пришельцев. Наша цивилизация демонстрирует способность к сочувствию, сердечности, самопожертвованию.

Но умиляться таким гуманным превосходством представителей третьей планеты над представителями ноль третьей авторы зрителю не дают. Не случайно весь сюжет «Ку! Кин-дза-дза» строится на взаимодействии двух пар — дяди Вовы и Толика, Уэфа и Би. Они одновременно и антиподы, и близнецы. Подобный сложный парадокс весьма характерен для художественной манеры Георгия Данелии в непростом деле постижения природы человека.

В финале, снова оказавшись в заснеженной Москве, дядя и двоюродный племянник обмениваются фирменными плюковскими междометиями. Это — код их совместно пережитого горького опыта. Но поколебал ли он иерархическую стену между благополучным знаменитым виолончелистом и бедным родственником? Вопрос остается открытым. Как и тот, что звучит в сакраментальной песенке «Мама, мама, что я буду делать? Ку!» Вечная русская интеллигентская головоломка «Что делать?», открывшаяся на этот раз в тайне ноль третьей планеты.

2070

Комментирование данного материала запрещено администрацией.